Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов" (далее соответственно - проект акта, Требования), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) основаниями для разработки проекта акта являются внесение изменений в статью 29 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", а также в постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение" (далее - ППРФ N 69) в части изменения названия государственной экспертизы.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целями проекта акта являются устранение существующих административных барьеров, избыточных требований и двойственного толкования отдельных норм при представлении материалов по подсчету запасов углеводородов на государственную экспертизу, а также повышение достоверности данных о количестве и качестве запасов углеводородов в недрах.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 10 по 28 августа 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/08-20/00106905).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 8 по 14 апреля 2021 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ООО "Башнефть-Добыча", АО "Зарубежнефть", ПАО НК "РуссНефть", ПАО "Транснефть" и ООО "КНГК-ИНПЗ", не содержащие замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции ПАО "Лукойл" и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", содержащие замечания, частично учтенные в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Отдельные нормативные положения, предусмотренные проектом акта, влекут риск несоблюдения принципа правовой определенности обязательных требований, установленного частью 1 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), согласно которому содержание обязательных требований должно быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
Например, пунктами 33-35 Требований определяется правило, согласно которому субъекты проектируемых отношений обязаны представлять другие графические материалы, обосновывающие подсчет запасов нефти и горючих газов и выводы авторов, в случае необходимости.
Одновременно с этим пунктом 37 Требований закрепляется правило, на основании которого участники проектируемого регулирования должны представлять другие табличные материалы, обосновывающие подсчет запасов нефти и горючих газов и выводы авторов, в случае необходимости.
Кроме того, в соответствии с пунктом 38 Требований субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности обязаны представлять другую первичную документацию, обосновывающую подсчет нефти и горючих газов и выводы авторов, в случае необходимости.
Указанные формулировки носят неопределенно широкий характер, поскольку неясно, чем обусловлена необходимость по представлению других графических и табличных материалов, другой первичной документации, а также непонятно, какие именно документы и материалы имеются в виду разработчиком проекта акта.
С учетом изложенного разработчику рекомендуется доработать соответствующие положения проекта акта в целях обеспечения соблюдения принципа правовой определенности обязательных требований, установленного частью 1 статьи 7 Закона N 247-ФЗ.
2. Пунктом 31 Требований предусмотрена ссылка на "ГОСТ Р 53579-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению", утвержденный и введенный в действие приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 877-ст.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ) тексты национальных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения.
Кроме того, учитывая, что процедура разработки проекта акта включает в себя и проведение оценки регулирующего воздействия, в целях соблюдения требований Правил и законодательства Российской Федерации о стандартизации в их системной взаимосвязи при проведении предусмотренных Правилами процедур, в том числе публичного обсуждения проекта акта на официальном сайте, разработчику необходимо было прилагать к проекту акта тексты соответствующих национальных стандартов.
В дальнейшем в аналогичных случаях указанное может являться основанием для направления Минэкономразвития России соответствующего извещения в адрес разработчика проекта акта о несоблюдении процедуры оценки регулирующего воздействия с учетом требований Закона N 162-ФЗ.
3. Частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ предусмотрено, что положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступить в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Одновременно в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
Однако проектом акта не предусмотрены соответствующие положения, что влечет риск его несоответствия положениям Закона N 247-ФЗ.
Полагаем необходимым рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в проект акта.
4. Проект акта имеет наименование "Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 Требований, а также исходя из содержания проекта акта на государственную экспертизу представляются только материалы по подсчету запасов нефти и горючих газов.
Следовательно, наименование проекта акта и его содержание соотносятся не в полной мере.
Таким образом, на практике вышеуказанное несоответствие наименования проекта акта предмету проектируемого регулирования может привести к возложению избыточных обязательных требований в отношении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности по предоставлению материалов, не являющихся материалами по подсчету запасов нефти и горючих газов.
5. Пунктом 2 Требований устанавливается правило, в соответствии с которым материалы по подсчету геологических запасов нефти и горючих газов и оперативному изменению состояния запасов нефти и горючих газов представляются на государственную экспертизу в виде отчета, состоящего из текстовой части, а также текстовых, табличных и графических приложений.
Исходя из указанной формулировки непосредственно не представляется возможным понять, кто именно должен представить материалы по подсчету геологических запасов нефти и горючих газов и оперативному изменению состояния запасов нефти и горючих газов.
Вместе с тем соответствующий вопрос урегулирован пунктом 10 ППРФ N 69. В целях исключения на практике рисков двойственного толкования пункта 2 Требований и, соответственно, исключения риска достижения в полной мере цели по устранению двойственного толкования отдельных норм приказа Минприроды России от 28 декабря 2015 г. N 564 "Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов", установленной в пунктах 1.6 и 5.1 сводного отчета, считаем целесообразным в редакции проекта акта прямо указать лиц, направляющих соответствующие материалы.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии проекта акта Закону N 247-ФЗ;
о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.