Доработанный текст проекта Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области"
(подготовлен Минэкономразвития России от 21.04.2021)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области
Статья 1. Общие положения
1. В целях создания необходимых условий для сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения провести на территории субъекта Российской Федерации - Сахалинской области (далее - участник эксперимента) - эксперимент по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов (далее - эксперимент).
2. Эксперимент проводится с 1 января 2022 года до 31 декабря 2025 года включительно.
Статья 2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) региональный реестр выбросов парниковых газов - информационный ресурс участника эксперимента, содержащий отчеты регулируемых организаций о выбросах парниковых газов на территории участника эксперимента;
2) квота - целевой объем (масса) выбросов парниковых газов, образуемых в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемой организации, устанавливаемый уполномоченным органом в целях достижения углеродной нейтральности на территории участника эксперимента;
3) регулируемые организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых осуществляется на территории участника эксперимента и сопровождается выбросами парниковых газов, и которые соответствуют критериям, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона;
4) региональный кадастр парниковых газов - систематизированный свод сведений, содержащих описание антропогенных выбросов и поглощений (абсорбции) парниковых газов с указанием их массы, основанное на официальной статистической информации по территории участника эксперимента;
5) единица выполнения квоты - верифицированный результат выполнения (непревышения) установленной квоты, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа;
6) реестр углеродных единиц - информационный ресурс, обособленная составная часть реестра углеродных единиц, созданного в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов", в котором регистрируются климатические проекты, реализуемые на территории участника эксперимента, ведется учет углеродных единиц и единиц выполнения квоты регулируемых организаций;
7) счет в реестре углеродных единиц - запись, содержащаяся в реестре углеродных единиц, которая используется для учета углеродных единиц и единиц выполнения квоты;
8) счет изъятия из обращения - специализированный счет в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачета углеродных единиц и единиц выполнения квоты;
9) верификация - процедура проверки и подтверждения верности сведений и утверждений о массе выбросов и поглощений парниковых газов или ее изменении, в том числе в результате реализации климатического проекта или выполнения квоты, проводимая в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;
10) программа реализации эксперимента - документ, определяющий задачи органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации -участника эксперимента, задачи регулируемых организаций и установленные для этих организаций квоты и сроки их достижения;
11) углеродная нейтральность - состояние, при котором масса выбросов парниковых газов равна массе их поглощения за календарный год;
12) углеродоемкость - масса выбросов парниковых газов, образуемых при производстве регулируемой организацией единицы продукции или энергии;
13) координатор эксперимента - федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации;
14) уполномоченный орган - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента, уполномоченного на реализацию эксперимента на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Другие понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Цель, задачи и принципы проведения эксперимента
1. Целью проведения эксперимента является достижение на территории участника эксперимента углеродной нейтральности.
2. Задачами эксперимента являются:
1) стимулирование внедрения технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения;
2) формирование системы независимой верификации сведений и утверждений о выбросах и поглощении парниковых газов;
3) создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
3. Принципы реализации эксперимента включают:
1) приоритет устойчивого социально-экономического развития участников эксперимента с низким уровнем выбросов парниковых газов;
2) прозрачность и проверяемость сведений и утверждений о выбросах и поглощении парниковых газов;
3) открытость и отсутствие двойного зачета углеродных единиц и единиц выполнения квоты;
4) возможность регулируемых организаций формировать предложения по установлению квот;
5) дифференцированный учет показателей углеродоемкости регулируемых организаций при установлении квот;
6) соответствие международным стандартам.
Статья 4. Методы специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в рамках проведения эксперимента
В рамках эксперимента используются следующие методы специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов:
1) инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов;
2) квотирование выбросов парниковых газов;
3) обязательная отчетность регулируемых организаций (далее - углеродная отчетность);
4) верификация углеродной отчетности;
5) обращение и зачет единиц выполнения квоты;
6) специальные экономические и финансовые механизмы, стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов.
Статья 5. Регулируемые организации
Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента ежегодно в порядке, определяемом координатором эксперимента, на основании данных о хозяйственной и иной деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой на территории участника эксперимента, которая сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна:
1) 50 тысячам тонн углекислого газа и более в год за отчетный период 2022 и 2023 годов - начиная с 1 января 2023 года;
2) 20 тысячам тонн углекислого газа и более в год за отчетный период 2024 года и в последующие периоды - начиная с 1 января 2025 года.
Статья 6. Инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов в рамках проведения эксперимента
1. Инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов на территории участника эксперимента осуществляется уполномоченным органом в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
2. Результаты инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов включаются уполномоченным органом в региональный кадастр парниковых газов. Региональный кадастр парниковых газов подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
3. Региональный кадастр парниковых газов утверждается высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента.
4. Для оценки поглощения парниковых газов в рамках эксперимента могут использоваться средства измерений и данные дистанционного зондирования Земли, а также результаты, получаемые на тестовых полигонах, создаваемых для отработки инструментальных методов контроля парниковых газов и уточнения расчетных методик.
Привлечение инвестиций для проведения работ по оценке поглощения парниковых газов в рамках эксперимента осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Программа реализации эксперимента
1. Для достижения цели эксперимента высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента утверждает по согласованию с координатором эксперимента программу реализации эксперимента. Программа реализации эксперимента определяет комплекс мер по социально-экономическому развитию с низким уровнем выбросов парниковых газов и ожидаемый срок достижения участником эксперимента углеродной нейтральности.
Программа реализации эксперимента после ее утверждения подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Мониторинг выполнения программы реализации эксперимента осуществляется уполномоченным органом на основании углеродной отчетности, формируемой в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона. Отчет о результатах мониторинга программы реализации эксперимента уполномоченный орган представляет в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента и координатору эксперимента. Форма указанного отчета и порядок его предоставления определяется координатором эксперимента.
3. По результатам выполнения программы реализации эксперимента координатор эксперимента в течение трех месяцев после окончания срока этой программы представляет доклад в Правительство Российской Федерации.
Статья 8. Квотирование выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента
1. Размер квоты определяется на основании методики, утверждаемой координатором эксперимента, и учитывает результаты общественного обсуждения проекта программы реализации эксперимента с регулируемыми организациями, проводимых уполномоченным органом. Методические рекомендации по организации указанного общественного обсуждения утверждает координатор эксперимента.
Для определения квоты используются верифицированные данные о выбросах парниковых газов регулируемой организации за 2021 год. Квота устанавливается на каждый год и на весь срок проведения эксперимента.
При установлении квоты учитывается баланс выбросов и поглощения парниковых газов на территории участника эксперимента в 2021 году, установленный в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона в региональном кадастре парниковых газов, а также необходимый для достижения цели эксперимента темп сокращения выбросов парниковых газов, дифференцированный с учетом особенностей отраслей экономики.
2. Уполномоченный орган представляет высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента проект программы реализации эксперимента с приложением результатов проведенных консультаций и предложений по установлению квот, согласованных с координатором эксперимента.
3. Для выполнения установленной квоты регулируемые организации вправе использовать принадлежащие им углеродные единицы и единицы выполнения квоты (при условии зачета таких единиц в реестре углеродных единиц). Информация о зачете углеродных единиц и единиц выполнения квоты подтверждается оператором реестра углеродных единиц и отражается регулируемой организацией в углеродной отчетности.
4. Оценка выполнения регулируемой организацией квоты осуществляется уполномоченным органом на основании данных о выбросах парниковых газов в углеродной отчетности, представляемой в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.
5. Плата за невыполнение (превышение) квоты исчисляется регулируемой организации самостоятельно путем умножения каждой тонны эквивалента углекислого газа сверх установленной квоты на соответствующие ставки указанной платы.
Ставки платы за невыполнение (превышение) квоты устанавливаются Правительством Российской Федерации в отношении парниковых газов, подлежащих учету в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов".
Правила исчисления и взимания платы за невыполнение (превышение) квоты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Плата за невыполнение (превышение) квоты вносится не позднее 1-го июля года, в котором регулируемыми организациями представляется углеродная отчетность в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.
Несвоевременное или неполное внесение платы за невыполнение (превышение) квоты регулируемыми организациями, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за невыполнение (превышение) квоты, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного абзацем четвертым части 5 настоящей статьи.
Не позднее 10-го июля года, в котором регулируемыми организациями представляется углеродная отчетность в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, регулируемые организации, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти декларацию об оплате за невыполнение (превышение) квоты.
Порядок представления декларации об оплате за невыполнение (превышение) квоты и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. В случае, если регулируемая организация в отчетном году обеспечила выполнение квоты, уполномоченный орган принимает решение о выпуске единиц выполнения квоты, в количестве, соответствующем разнице между величиной квоты и фактической массой выбросов парниковых газов, которые подлежат зачислению на счет регулируемой организации в реестре углеродных единиц.
На основании решения уполномоченного органа о выпуске единиц выполнения квоты и заявления регулируемой организации, выпущенные единицы выполнения квоты зачисляются оператором реестра углеродных единиц на счет регулируемой организации в реестре углеродных единиц.
Статья 9. Углеродная отчетность
. Нормативное регулирование, в части обязательной отчетности регулируемых организаций устанавливается Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Регулируемые организации ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, представляют углеродную отчетность в уполномоченный орган в порядке и по форме, которые устанавливаются координатором эксперимента. Данные углеродной отчетности включаются регулируемой организацией в региональный реестр выбросов парниковых газов, ведение которого осуществляется уполномоченным органом в соответствии с утвержденным им порядком.
Уполномоченный орган обеспечивает координатору эксперимента и оператору реестра углеродных единиц доступ к информации, которая содержится в региональном реестре выбросов парниковых газов.
2. Углеродная отчетность включает:
а) верифицированные сведения о массе выбросов парниковых газов, образуемых в результате деятельности регулируемой организации на территории участника эксперимента за календарный год, предшествующий году представления отчетности, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов;
б) верифицированные сведения о выполнении (невыполнении) квоты, установленной в отношении регулируемой организации, а также о текущем балансе углеродных единиц и единиц выполнения квоты на счете регулируемой организации в реестре углеродных единиц;
в) отчет о результатах верификации сведений регулируемой организации о массе выбросов парниковых газов и выполнении установленной квоты.
3. Координатор эксперимента в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе использовать данные углеродной отчетности регулируемых организаций, собираемой уполномоченным органом, в государственных информационных системах.
Статья 10. Верификация углеродной отчетности
1. Верификация углеродной отчетности осуществляется лицом, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов (далее - аккредитованное лицо), или экспертной организацией, соответствующей следующим требованиям:
1) наличие сертификата о соответствии внутренних процедур международным стандартам в части определения выбросов и поглощения парниковых газов, выдаваемого держателем этого международного стандарта или уполномоченным им лицом;
2) отсутствие на период деятельности по верификации углеродной отчетности, процедуры банкротства, просроченной налоговой задолженности или задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды, аффилированности с зарубежными организациями;
3) наличие контроля обеспечения беспристрастности проводимых работ (включая объективность и отсутствие конфликтов интересов), а также внутренних процедур для решения вопросов, связанных с жалобами, спорами;
4) наличие локальных актов организации о внутренних процедурах обеспечения конфиденциальности, а также для осуществления верификации отчетов о выбросах парниковых газов, а также отчетов о результатах климатических проектов;
5) наличие системы управления качеством проводимых работ (контроль документов, внутренний аудит, осуществление корректировок);
6) наличие у экспертной организации работников, заключивших с ней трудовые договоры для выполнения работ по учету, мониторингу и верификации выбросов и поглощения парниковых газов, имеющих необходимую для проведения этих работ квалификацию.
2. Экспертные организации, соответствующие требованиям части первой настоящей статьи, включаются в перечень допущенных к верификации организаций.
Включение (исключение) экспертных организаций в перечень допущенных к верификации организаций осуществляется государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (либо организацией, уполномоченной государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ") в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" осуществляет оценку соответствия экспертных организаций критериям, определенным в части первой настоящей статьи, в соответствии порядком, устанавливаемым координатором эксперимента, и размещает сведения об экспертных организациях, включенных в перечень допущенных к верификации организаций, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Исключение экспертной организации из перечня допущенных к верификации организаций осуществляется по одному из следующих оснований:
1) выявление в ходе осуществления деятельности по верификации углеродной отчетности несоответствия экспертной организации установленным критериям;
2) получение письменного заявления экспертной организации о прекращении деятельности;
3) нарушение более двух раз требований, предъявляемых к верификации выбросов парниковых газов.
5. Верификация углеродной отчетности осуществляется в соответствии с международными стандартами, перечень которых ведется координатором эксперимента.
Статья 11. Реализация климатических проектов
Нормативно-правовое регулирование по вопросам подготовки, верификации и реализации климатических проектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов".
Статья 12. Обращение и зачет углеродных единиц и единиц выполнения квоты
1. Обращение и зачет углеродных единиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов".
2. Обращение единиц выполнения квоты осуществляется в целях создания благоприятных экономических условий для выполнения регулируемыми организациями установленной квоты.
3. Обращение единиц выполнения квоты включает в себя операции и гражданско-правовые сделки с единицами выполнения квоты, совершаемые с момента их выпуска в обращение и до момента их выбытия из обращения (зачисления на счет изъятия из обращения).
Единицы выполнения квоты считаются выпущенными в обращение с момента их зачисления на счет регулируемой организации в реестре углеродных единиц в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего федерального закона.
Все сделки с единицами выполнения квоты регистрируются в реестре углеродных единиц путем внесения в него соответствующих записей и проведения операций.
4. Владелец единиц выполнения квоты вправе принимать решение о зачете таких единиц в целях выполнения квоты.
5. Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, о единицах выполнения квоты, о передаче таких единиц их владельцем иному лицу и зачете таких единиц. Порядок ведения реестра углеродных единиц, проведение в нем операций и совершение записей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. В реестр углеродных единиц включается информация, предусмотренная Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов", а также следующая информация:
1) сведения об установленной квоте (при наличии), фактических выбросах парниковых газов и о выпущенных в обращение единицах выполнения квоты (при наличии);
2) сведения о верификации углеродной отчетности;
3) сведения об операциях и гражданско-правовых сделках с единицами выполнения квоты.
7. Счет в реестре углеродных единиц может быть открыт без одновременного зачисления на него единиц выполнения квоты.
Внесение сведений об операциях и гражданско-правовых сделках в отношении единиц выполнения квоты осуществляется оператором не позднее календарного дня, следующего за днем поступления оператору соответствующего распоряжения от владельца счета в реестре углеродных единиц.
8. Удостоверением выпуска в обращение единиц выполнения квоты и права на них владельца таких единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету.
9. Передача единиц выполнения квоты иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания единиц выполнения квоты с его счета и зачисления на счет приобретателя. Единицы выполнения квоты считаются переданными с момента внесения оператором соответствующей записи по счету приобретателя единиц.
10. Основанием для закрытия счета в реестре углеродных единиц является расторжение договора между оператором и участником обращения единиц выполнения квоты и углеродных единиц. Единицы выполнения квоты при закрытии счета аннулируются и зачисляются на счет изъятия из обращения.
11. Зачет единиц выполнения квоты осуществляется оператором в соответствии с распоряжением владельца счета посредством списания единиц выполнения квоты с его счета и зачисления на счет изъятия из обращения.
12. В договоре, на основании которого открыт счет в реестре углеродных единиц, может быть предусмотрена оплата за услуги оператора по внесению в реестр сведений о совершении операций и гражданско-правовых сделок с единицами выполнения квоты, в размере и в порядке, установленными Правительством Российской Федерации. Форма и обязательные условия договора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Специальные экономические и финансовые механизмы, стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов
1. Стимулирование деятельности регулируемых организаций направлено на сокращение выбросов парниковых газов, увеличение их поглощения, а также внедрение (практическое применение) наилучших доступных и наилучших из имеющихся в мире технологий.
2. Законодательными актами субъекта Российской Федерации - участника эксперимента о налогах, в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их установления.
3. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента вправе устанавливать иные меры поддержки в форме предоставления субсидий, связанных с возмещением затрат на производство товаров, работ и услуг.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.