Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части стимулирования использования экологически чистых технологий в области торгового мореплавания и судоходства"
(подготовлен Минпромторгом России 17.05.2021 г.)
В настоящее время крупные компании и международные консорциумы ведут разработки технических средств для экологически чистых технологий, используемых в области торгового мореплавания и судоходства. Международная морская организация (ИМО) приняла стратегию по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также по сокращению выбросов загрязняющих веществ с судов в морскую среду. В частности, ИМО разработаны требования в части определения конструктивного и эксплуатационного индексов энергетической эффективности судов. Ряд классификационных обществ и морских администраций разработали и применяют методики определения "экологичности" судов и в зависимости от этого устанавливают дифференцированные платежи, взимаемые с судов.
В целях создания правового поля, позволяющего стимулировать использование экологически чистых технологий при эксплуатации морских судов и судов внутреннего водного транспорта, а также морских и речных портов законопроектом предполагается внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания, в Закон о морских портах и в Федеральный закон об Электроэнергетике.
В Кодекс торгового мореплавания вводится обязательное требование для всех судов валовой вместимостью 300 и более иметь свидетельства о конструктивной и эксплуатационной энергетической эффективности. Также предусматривается системы экологических категорий судов. При этом определение экологической категории судна не будет препятствовать эксплуатации существующих судов, а лишь повлияет на экономические показатели такой эксплуатации.
В закон о морских портах вводится требование для операторов морских терминалов по разработке и выполнению плана экологической безопасности морского терминала. Более экологичные морские и речные суда должны получить преференции при их обслуживании в морском порту.
Также законопроектом предусматривается введение в федеральный закон об Электроэнергетике положений, предусматривающих меры стимулирования, направленные на использование электрической энергии судами при их стоянке у причалов морского и речного порта взамен использования судовой энергетической установки, работающей на углеводородном топливе.
В проекте федерального закона обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.