Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"в части уточнения механизма получения и продления виз иностранным гражданам, проходящим обучение по образовательным программам в области использования атомной энергии"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 17.05.2021 г.)
Госкорпорацией "Росатом" подготовлены законодательные предложения по корректировке отдельных положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Целью предлагаемых изменений является уточнение механизма получения и продления виз иностранным гражданам, проходящим обучение по образовательным программам в области использования атомной энергии в образовательных организациях Госкорпорации "Росатом".
В соответствии с обязательствами, закрепленными в межправительственных соглашениях о сотрудничестве в строительстве атомных электростанций (далее - АЭС) в Народной Республике Бангладеш, Турецкой Республике, Арабской Республики Египет, Венгрии, Финляндской Республике, а также соответствующих контрактах на сооружение АЭС*(1), Госкорпорация "Росатом" осуществляет на территории Российской Федерации подготовку на должность эксплуатационного персонала иностранного заказчика.
Подготовка на должность и повышение квалификации персонала иностранного заказчика в России включает в себя теоретическую подготовку в специализированных центрах обучения Госкорпорации "Росатом", практическую подготовку и стажировку на российских атомных электростанциях. Длительность учебных программ составляет от трех месяцев до двух и более лет (порядка 95% образовательных программ превышают срок шесть месяцев), при этом, в соответствии с действующим российским миграционным законодательством, обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования, которые в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не подлежат государственной аккредитации, могут пребывать в Российской Федерации на основании учебной визы не более трёх месяцев. Пребывание иностранных граждан в Российской Федерации на срок до одного года и более возможно только в случае их обучения по очной либо очно-заочной форме в образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
Данная проблема оказывает существенное негативное влияние на реализацию всех российских проектов сооружения АЭС за рубежом, в наибольшей степени это проявляется в ходе сооружения АЭС "Руппур" в Народной Республике Бангладеш. Бангладешская Комиссия по Атомной Энергии, в качестве заказчика атомной электростанции, отказывается направлять специалистов на обучение в Российскую Федерацию, и обосновывает свое решение тем, что российская сторона не может обеспечить долгосрочные визы для иностранных граждан на весь период их обучения в Российской Федерации (от шести месяцев до двух лет). Вместе с тем, российским специалистам, участвующим в сооружении АЭС "Руппур", бангладешская сторона оформляет долгосрочные рабочие визы на срок до двух дет с возможностью их пролонгации на очередной период.
Предлагаемые изменения позволят сформировать ответные позитивные меры в части реализации международного сотрудничества и подготовки квалифицированных специалистов в области использования атомной энергии.
Предлагаемые изменения соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых изменений не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
В предлагаемых изменениях отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, не устанавливается вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и вид предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
-------------------------------------------
*(1) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Народной Республики Бангладеш "О сотрудничестве в строительстве атомной электростанции на территории Народной Республики Бангладеш" от 2 ноября 2011 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики "О сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике" от 12 мая 2010 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики "О сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях" от 25 февраля 2014 г., Соглашение между Правительством Венгрии и Правительством РФ "О сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях" от 14.01.2014, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет "О сотрудничестве в сооружении и эксплуатации атомной электростанции на территории Арабской Республики Египет" от 18 ноября 2015 г., также обязательства Госкорпорации "Росатом" по сооружению АЭС "Руппур" в Народной Республике Бангладеш, АЭС "Аккую" в Турецкой Республике, АЭС "Пакш-2" в Венгрии, АЭС "Эль-Дабаа" в Арабской Республике Египет, АЭС "Ханхикиви" в Финляндской Республике
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.