Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)"
(подготовлен Минздравом России 15.05.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 21 апреля 2021 г. N ТГ-П12-5597.
Следует отметить, что подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость медицинских изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации и реализуемых на территории Российской Федерации, производится по ставке налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса
Указанные положения Кодекса применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если медицинское изделие, ввозимое на территорию Российской Федерации и реализуемое на территории Российской Федерации не соответствует положениям вышеуказанных норм Кодекса, то его налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов (пункт 3 статьи 164 Кодекса).
Следует отметить, что статьей 11 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза, заключенным в г. Москве, 23 декабря 2014 г. (далее - Соглашение) определено, что документы, подтверждающие факт государственной регистрации медицинских изделий и выданные уполномоченным органом до вступления настоящего Соглашения в силу, действуют на территории государства-члена до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Российская Федерация ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 31 января 2016 г. N 4-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза" и данный международный договор вступил в силу 12 февраля 2016 года.
Таким образом, документы, подтверждающие факт государственной регистрации медицинских изделий и выданные уполномоченным органом до вступления Соглашения в силу действуют на территории государства-члена до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Вместе с тем, Соглашением не установлены ограничения срока действия регистрационных удостоверений, выданных после вступления Соглашения в силу.
Следует отметить, что после вступления Соглашения в силу Росздравнадзором выдано свыше 10 тыс. регистрационных удостоверений, которые будут действовать после 31 декабря 2021 года.
Дополнительно отмечаем, что распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 3 (копия прилагается) одобрен проект Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года (далее - проект Протокола).
Указанным проектом Протокола устанавливается, что медицинское изделие, зарегистрированное в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, выпускается в обращение на территории этого государства-члена до окончания срока действия документов, подтверждающих факт его регистрации и обращается только на территории этого государства-члена, а также допускается внесение изменений в регистрационные документы медицинского изделия, зарегистрированного в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена (за исключением изменений, требующих проведения новой регистрации в соответствии с порядком, предусмотренном пунктом 2 статьи 4 Соглашения), в случае подачи соответствующего заявления до 31 декабря 2026 года.
При этом в соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, регистрационное удостоверение на медицинское изделие выдается бессрочно.
Таким образом, после 1 января 2022 г. на территории Российской Федерации сохранится обращение свыше 30 тыс. медицинских изделий, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в целях сохранения налоговых преференций для медицинских изделий, которые будут обращаться на территории Российской Федерации после 1 января 2022 г., законопроектом вносятся изменения в абзац третий подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и абзац третий подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса, в части исключения слов "до 31 декабря 2021 года"
Дополнительно отмечаем, что большая часть медицинских изделий, закупаемых в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение", в настоящее время не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость. При этом, в случае если оперативно не будут внесены изменения в Кодекс, то с 1 января 2022 г. медицинские изделия, обращение которых сохранится на территории Российской Федерации, будут облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов, что приведет к резкому увеличению финансовой нагрузки на всю систему здравоохранения через увеличение стоимости закупаемого оборудования и, как следствие, к недостижению целевых показателей, установленных национальным проектом "Здравоохранение".
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также не содержит обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)" потребует изменения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
N п/п |
Наименование и форма проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнитель разработки проекта нормативного правового акта |
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу федерального закона |
Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 и постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 в целях приведения актов Правительства Российской Федерации в соответствие с федеральным законом |
Минздрав России, Минпромторг России Минтруд России Минфин России Минэкономразвития России ФТС России |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения (освобождения от налогообложения) медицинских товаров)" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.