Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 883"
(подготовлен Минприроды России 21.05.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 883" (далее - проект постановления), предусматривающий внесение изменений в Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (далее - Правила), подготовлен по итогам сложившейся практики разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - схемы), и направлен на оптимизацию процедуры их подготовки и согласования.
Опыт планирования проведения водохозяйственных и водоохранных мероприятий показал, что оптимальным сроком реализации схем является 10 лет, в связи с чем целесообразно в пункте 2 Правил установить конкретный срок их действия - 10 лет.
В целях приведения Правил в соответствие с законодательством об экологической экспертизе проектом постановления исключается требование о том, что схемы утверждаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Данные изменения основаны на том, что согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В свою очередь, схемы, являющиеся основой осуществления водохозяйственных и водоохранных мероприятий, по своему предназначению, характеристикам объектов государственной экологической экспертизы, указанным в статье 11 Закона об экологической экспертизе, не отвечают.
В соответствии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации схемы разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты, определения потребностей в водных ресурсах в перспективе, обеспечения охраны водных объектов, определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
Следует подчеркнуть, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности схемами устанавливаются лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, определяемые в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых воздействий (допустимого совокупного воздействия всех источников на водный объект или его часть), являющимися объектом государственной экологической экспертизы.
Указанные нормативы разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты").
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку для таких видов воздействий, как привнос химических и взвешенных веществ, радиоактивных веществ, привнос микроорганизмов, привнос тепла, сброс воды, забор (изъятие) водных ресурсов, использование акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений, изменение водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 8 Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных приказом МПР России от 12.12.2007 N 328).
Таким образом, обязательность проведения государственной экологической экспертизы нормативов допустимого воздействия, являющихся основой для определяемых схемами лимитов забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, позволяет обеспечить требования к охране и рациональному использованию водных ресурсов, а также предотвратить негативное воздействие на окружающую среду.
Правилами предусмотрено участие в разработке схем бассейновых советов, осуществляющих разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.
В состав бассейновых советов входят представители Росводресурсов, Росгидромета, Росприроднадзора, Роснердра, Ростехнадзора, Росрыболовства, Росморречфлота, Минэнерго России, Ространснадзора, Россельхознадзора, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (пункт 5 Положения о создании и деятельности бассейновых советов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 727 "О порядке создания и деятельности бассейновых советов").
В целях оптимизации процедуры разработки и утверждения схем предлагается исключить из Правил пункт 4, предусматривающий участие в разработке схем федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку все заинтересованные стороны имеют возможность высказать свои замечания и предложения, которые могут быть учтены в схемах в рамках подготовки рекомендаций бассейновых советов.
Проект постановления не регулирует отношения, предусмотренные пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260, и не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Реализация проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров.
Принятие проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется
в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в проекте постановления отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.