Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)"
(подготовлен Минприроды России 21.05.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1845 (далее - проект постановления, Положение) разработан в рамках выполнения пункта 16 плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 14.09.2020 N 8541/п-П36.
Проектом постановления уточняется, что лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в связи с чем, из Положения предлагается исключить правовую норму, уполномочивающую территориальные органы Росгидромета осуществлять лицензирование деятельности в установленной сфере.
В проекте постановления определяются:
1) контрольные органы, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля;
2) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления лицензионного контроля;
3) перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления лицензионного контроля;
4) виды контрольных мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления лицензионного контроля, и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого контрольного мероприятия;
5) виды и периодичность проведения плановых контрольных мероприятий для каждой категории риска.
В целях соблюдения правовой определенности проектом постановления уточняется, что технические средства и оборудование должны быть необходимы для выполнения работ (услуг), указанных в пункте 2 Положения.
Для приведения в соответствие с нормами Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в Положение внесены изменения в пункты 7 и 12.
В соответствии с частью 1.1 Федерального закона N 99-ФЗ проектом постановления определены виды работ, услуг выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии.
Также проектом постановления Положение дополняется правовой нормой, в соответствии с которой указанные в пункте 2 Положения работы (услуги) выполняются (предоставляются) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, без лицензии.
Необходимость внесения данного изменения обусловлена следующим.
Пунктом 2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372 (далее - Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) установлено, что Росгидромет, в том числе осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.
В соответствии с пунктом 5.4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции), государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции), обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде, обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации.
Для реализации своих полномочий Росгидромету наличие лицензии не требуется.
Принимая во внимание, что Росгидромет является публично-правовым образованием, он осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).
Подведомственные Росгидромету федеральные государственные бюджетные учреждения (далее - ФГБУ) созданы для выполнения работ и оказания услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации его полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Учредителем и собственником имущества ФГБУ является Российская Федерация (учредителями организаций, подведомственных Росгидромету, являются Правительство Российской Федерации и Росгидромет).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Поскольку деятельность Росгидромета, осуществляемая им непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации, направлена на предупреждение об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде, осуществление Росгидрометом лицензирования своей собственной деятельности нецелесообразно.
Помимо этого, осуществление лицензирования ФГБУ, в отношении которых Росгидромет осуществляет полномочия и функции учредителя от имени Российской Федерации, влечет за собой потенциальную вероятность возникновения коррупционных рисков.
Принятие проекта постановления не повлечет необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Предлагаемые проектом постановления решения не окажут влияния не достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.