Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" в целях лизинга (аренды) гражданских судов водного транспорта"
(подготовлен Минпромторгом России 25.05.2021 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" (далее - АО "ГТЛК") в целях лизинга (аренды) гражданских судов водного транспорта подготовлен для приобретения и последующей передачи эксплуатантам в лизинг (аренду) на льготных условиях гражданских судов водного транспорта.
Реализация предлагаемых мер направлена на осуществление государственной поддержки лизинга (аренды) морских и речных судов отечественного производства во исполнение абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N Пр-890 по итогам совещания по вопросу развития транспорта о необходимости докапитализации лизинговых компаний с государственным участием, осуществляющих деятельности в сфере судостроения, за счет средств федерального бюджета в целях снижения платежей в отношении судов, построенных российскими судостроительными организациями, а также установления фиксированного размера этих платежей, а также на достижение целей основного мероприятия "Предоставление государственной поддержки российским судостроительным предприятиям" подпрограммы "Государственная поддержка" государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 360.
За счет бюджетных ассигнований, перераспределяемых в 2021 году на осуществление взноса в уставной капитал АО "ГТЛК" в объеме 3 080 780,00 тыс рублей, будет осуществляться авансирование строительства 10 гражданских судов водного транспорта на российских судоверфях:
- 3 единицы пассажирских скеговых судов на воздушной подушке на 20 пассажиров стоимостью 40 000,00 тыс. рублей;
- 3 единицы пассажирских скеговых судов на воздушной подушке на 7-8 пассажиров стоимостью 6 000,00 тыс. рублей;
- 2 единицы пассажирских судов-катамаранов стоимостью 220 000,00 тыс. рублей;
- пассажирское круизное судно PV180 "ББК-макс" стоимостью 3 000 000,00 тыс. рублей;
- речное пассажирского судно на подводных крыльях "Валдай" стоимостью 118 936,00 тыс. рублей.
Результатом предоставления бюджетных инвестиций является количество приобретенных (полученных по передаточному акту) объектов недвижимого имущества - гражданских судов водного транспорта для последующей передачи в лизинг (аренду) на некоммерческих (льготных) условиях.
Показателем, необходимым для достижения результата предоставления бюджетных инвестиций, является приобретение в 2023 году 10 гражданских судов водного транспорта.
Общий размер средств на достижение результата составляет 3 696 936,00 тыс. рублей, из них в 2021 году - 3 080 780 тыс. рублей, в 2023 году - 616 156,00 тыс. рублей. Предельный размер бюджетных инвестиций, предоставляемых в 2021 году в целях достижения результата предоставления бюджетных инвестиций, составляет 3 080 780 тыс. рублей.
Оплата окончательной стоимости будет осуществлена за счет внебюджетных средств в объеме 616 156,00 тыс. рублей, дополнительно привлекаемых АО "ГТЛК". В последующем водный транспорт на условиях некоммерческого лизинга (аренды) будет передан отечественным судоходным компаниям, а также подведомственным организациям Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации Минтранса России - Администрациям бассейнов внутренних водных путей.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Анализ текущего состояния отечественного флота показал высокую степень износа действующего пассажирского флота.
В настоящий момент речной круизный флот насчитывает около 120 судов в эксплуатации, средний возраст которых составляет 47-50 лет. В соответствии с данными Морского инженерного бюро (МИБ) в течение ближайших пяти лет количество судов российского речного круизного флота может сократиться на 30% с пропорциональным снижением вместимости и составит:
- 87 единиц (без учета нового строительства) к 2025 году;
- 53 единицы (без учета нового строительства) к 2030 году,
На фоне модернизации судов будет наблюдаться сокращение пассажировместимости. Таким образом, если в 2020 году показатель пассажировместимости составил 24,6 тыс. человек, то к 2025 году он снизится до 18,8 тыс. человек, а к 2030 году может упасть до 11,6 тыс. пассажиров.
Ввиду географических особенностей территории Российской Федерации водный транспорт выступает единственным экономически эффективным видом транспорта для выполнения пассажирских перевозок на ряде маршрутов с повышенным пассажиропотоком. Наиболее востребованными являются пассажирские перевозки в речном линейном сообщении (43% общего пассажиропотока). Как правило, это маршруты малой протяженности, обеспечивающие сообщение между городами и пригородами, а также переправы между городами, расположенными на двух берегах рек. Потребность в речных местных перевозках сохраняется в ряде регионов России.
Таким образом, с учетом социальной значимости пассажирских перевозок водным транспортом, необходимости улучшения условий работы флота и отсутствия доступных условий финансирования для обновления флота необходима государственная поддержка финансирования строительства нового флота, которая создаст условия для развития перевозок на водном транспорте.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация указанных мер будет иметь следующие социально-экономические эффекты:
- стимулирование развитие рынка перевозок водным транспортом и снижение аварийности на водном транспорте;
- обеспечение загрузкой судостроительных предприятий Российской Федерации;
- обеспечение обновления флота, задействованного на внутренних водных путях;
- достижение снижения себестоимости за счет большой серийности и снижения стоимости продукции, поставляемой в рамках программ импортозамещения;
- увеличение объемов финансирования за счет привлечения внебюджетных источников;
- обеспечение дополнительных поступлений налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект постановления не содержит положений, влияющих на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Оценка регулирующего воздействия.
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260, не требуется.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Предлагаемые решения не влекут за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Описание и оценка замечаний и предложений по данному вопросу.
В настоящее время замечаний и предложений не поступало.
9. Необходимость внесения изменений в другие нормативно-правовые акты
Принятие проекта акта не влечет за собой необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
10. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
11. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.