Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части закрепления института творческих (креативных) индустрий"
(подготовлен Минкультуры России 25.05.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части закрепления института творческих (креативных) индустрий (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 66 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Творческое (креативное) предпринимательство и креативные индустрии играют ключевую роль в современном экономическом развитии. В большинстве экономически развитых стран за последние десятилетия численность людей, создающих продукты (товары, услуги), в которых определяющую роль играют результаты творческого труда достигла 12-15%, а доля в национальных валовых продуктах - 10-20%.
В Российской Федерации, несмотря на значительные инвестиции в развитие человеческого капитала (входит в top-10 стран по объемам государственных инвестиций в паритете покупательной способности на научные исследования и разработки и культуру, сохраняет высокую доступность образования) объем творческого (креативного) предпринимательства не превышает 2,5%*(1) ВВП, а доля занятых в творческих (креативных) профессиях - 4,5%.
Системное развитие творческого (креативного) предпринимательства и формирование устойчивых креативных индустрий - новых экономических специализаций, исходя из опыта других экономически развитых стран возможно исключительно при реализации мер системной поддержки. К таким мерам относится целенаправленное грантовое финансирование, формирование механизмов венчурных и традиционных инвестиций, стимулирование внутреннего спроса и поддержки экспорта продуктов и услуг с высокой долей творческой составляющей, специальные налоговые режимы.
Значительную роль в развитии креативного предпринимательства играет специализированная инфраструктура, в том числе - кластерного типа, которая формируется, как правило за счет различных форм государственно-частного партнерства. Важным сквозным принципом поддержки является баланс поддержки инициативного творческого (креативного) предпринимательства и предпринимательства, соответствующего перспективным экономическим специализациям - приоритетным индустриям, определяемым как на страновом, так и на региональном уровне.
Российская кодифицированная законодательная система предполагает погружение механизмов поддержки в различные законодательные акты. В частности, прямое грантовое финансирование и различные формы субсидий должны быть предусмотрены в бюджетном законодательстве, специальные налоговые режимы, включая льготы при создании инфраструктуры и механизмы ее создания - в налоговом кодексе и законодательстве о государственно-частном партнерстве, вопросы импорта/экспорта специального оборудования, креативных товаров (услуг) - в таможенном кодексе, а эффективные инструменты защиты и распоряжения интеллектуальной собственностью - в гражданском и процессуальных кодексах. Для последующей реализации системы мер государственной поддержки в законодательство о культуре вносится ряд изменений, которые позволяют
идентифицировать субъектов творческого (креативного) предпринимательства;
определить круг объектов инфраструктуры для творческого (креативного) предпринимательства, при этом не давая какой-либо типизации такого вида объектов;
осуществлять комплексную поддержку отдельных творческих (креативных) индустрий в рамках программ и стратегий социально-экономического развития, не только в части коммерческих организаций, являющихся субъектами творческого (креативного) предпринимательства, но также индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.
Для оценки эффективности мер государственной поддержки законопроектом уточняются подходы к статистическому наблюдению соответствующих субъектов и (или) индустрий в целом. Закрепление возможности оценки через экономические показатели, связанные с нематериальными активами и интеллектуальной собственностью, занятостью и выборочным наблюдением в разрезе отдельных видов экономической деятельности в полной мере решают как задачи внутригосударственного мониторинга, так и международных сопоставлений.
Законопроект относит к субъектам творческого (креативного) предпринимательства исключительно коммерческие организации, и не включает в круг таких субъектов некоммерческие организации культуры, представляющие более широкую область деятельности, которую в мировой практике обычно обозначают как культурные индустрии. Для обеспечения эффективного взаимодействия этих сегментов экономики и перетока прав на коммерчески востребованные результаты интеллектуальной деятельности законопроект предусматривает право традиционных учреждений культуры, для которых предпринимательская деятельность не является целью учреждать коммерческие предприятия. Законопроект реализует подход, успешно апробированный для научных и образовательных организаций (ст. 103 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункт 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").
Крайне важным аспектом регулирования творческого (креативного) предпринимательства являются предусмотренные законопроектом критерии. Первый критерий - соотношение ежегодно формируемых объемов нематериальных активов и затрат на оплату труда. Второй, корреспондирующий критерий - доля доходов, полученных от распоряжения интеллектуальной собственностью.
Предложенный подход позволяет идентифицировать именно те хозяйствующие субъекты, персонал которых создает охраняемые гражданским законодательством результаты, которые могут быть вовлечены в экономический оборот и (или) используются в таком обороте. Два указанных критерия являются достаточно жесткими, но при этом позволяют охватить все субъекты креативного предпринимательства вне зависимости от отрасли или конкретного вида экономической деятельности. Таким образом поддержка и специальные режимы будут предоставлены только тем коммерческим организациям, основная доля затрат которых это затраты на творческий персонал, который создает новые результаты, тем самым обеспечивая приток инвестиций в основной капитал и (или) которые успешно реализуют права на интеллектуальную собственность. Администрирование публично достоверного реестра творческого (креативного) предпринимательства предлагается закрепить за ФНС России, что позволит практически полностью автоматизировать его функционирование.
Законопроект расширяет возможности поддержки творческого (креативного) предпринимательства и соответствующих индустрий в субъектах Российской Федерации - закрепляет статус соответствующей концепции развития в качестве документа стратегического планирования по отраслевому принципу. Это дает возможность каждому региону выбрать собственный набор приоритетных индустрий и осуществлять их поддержку в рамках стратегии социально-экономического развития.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.).
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей каких-либо государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
_____________
-------------------------------------------
*(1) Оценка НИУ ВШЭ по данным Росстата об обороте организаций и произведенного ВВП России в детализированной разработке ОКВЭД2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.