Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуг по оценке соответствия и испытания медицинских изделий в целях их государственной регистрации: оценка соответствия в форме технических испытаний, оценка соответствия в форме токсикологических исследований, оценка соответствия в форме клинических испытаний, испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) и предельного размера платы за оказание указанных услуг"
(от 24.05.2021)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минздрава России "Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуг по оценке соответствия и испытания медицинских изделий в целях их государственной регистрации: оценка соответствия в форме технических испытаний, оценка соответствия в форме токсикологических исследований, оценка соответствия в форме клинических испытаний, испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) и предельного размера платы за оказание указанных услуг" (далее соответственно - проект акта, проект Методики), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Проект акта разработан в инициативном порядке взамен приказа Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2011 г. N 1386н "Определение платы за экспертизу и испытания медицинских изделий и предельных размеров платы за экспертизу и испытания медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий" (далее - приказ N 1386н).
Проектом акта предусмотрено изменение действующего механизма определения размера платы за оказание услуг по оценке соответствия и испытания медицинских изделий в целях их государственной регистрации.
Ранее Минэкономразвития России было подготовлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия и направлено в Минздрав России письмом от 28 января 2020 г. N 1929-АХ/Д26и (далее - заключение).
По информации разработчика, в процессе дальнейшей работы над документом разработчиком проект акта был доработан по замечаниям заключения.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru, ID проекта: 02/08/02-19/00088681 и 02/08/03-21/00114060 (далее - официальный сайт).
Разработчиком проведены повторные публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 15 марта по 2 апреля 2021 года.
Замечания и предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 28 апреля по 11 мая 2021 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, в ходе которых поступили предложения и замечания от Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA) (справка о публичных консультациях прилагается).
По данным разработчика (раздел 3.1 сводного отчета), опыт работы испытательных лабораторий показал, что стоимость испытаний и исследований зависит не только от класса потенциального риска применения, но и от сложности медицинских изделий, количества испытываемых характеристик, в том числе определенных технической и эксплуатационной документацией производителя медицинского изделия, требований методик испытаний. При этом приказ N 1386н не содержит таких критериев. Испытательным лабораториям и медицинским учреждениям экономически невыгодно проводить необходимые испытания и исследования для целей регистрации медицинских изделий в связи с тем, что расходы на данные испытания и исследования значительно превышают предельные размеры платы, установленные приказом N 1386н. В целях решения данной проблемы в проект приказа добавлен "корректирующий коэффициент (К)", который учитывает сложность медицинских изделий, требования методик испытаний и исследований, наличие стандартизированных методов измерений характеристик медицинского изделия в рамках национальных стандартов, наличие типовых программ испытаний, а также необходимость применения специализированного испытательного оборудования, указанного в технической документации производителя.
Таблицами 1, 3, 5 и 7 проекта Методики определены предельные значения корректирующих коэффициентов оказания услуги, а в пункте 8.5 проекта Методики указано, что минимальное значение корректирующего коэффициента оказания услуги в форме оценки и анализа данных равно 1. Корректирующий коэффициент применяется в отношении нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда специалистов испытательных организаций, принимающих непосредственное участие в оказании услуги. При этом нормативные затраты на оплату труда, согласно пункту 10.1 проекта Методики, рассчитываются исходя из "среднемесячного фонда оплаты труда за год специалистов испытательной организации, принимающих непосредственное участие в оказании услуги" и являются составной частью расчетов стоимости всех видов исследований, осуществляемых в целях регистрации медицинского изделия. Таким образом, корректирующий коэффициент включен в расчет стоимости всех видов услуг по оценке соответствия, осуществляемых в целях регистрации медицинского изделия, увеличивая стоимость в зависимости от видов медицинских изделий (в соответствии с классификацией, представленной в пункте 8.5 проекта Методики), а также от класса потенциального риска их применения.
Исходя из содержания таблиц 2 и 4 проекта Методики, критериями для установления повышающего критерия являются: объем документации на медицинское изделие для целей испытаний, количество методик, используемых при проведении испытаний и наличие специальных требований к условиям проведения испытаний (лицензионные, аттестационные и другие при работе, например, с источниками ионизирующего излучения, биологической и химической опасности, с сосудами под давлением, высоковольтным оборудованием).
Указанные критерии не представляются определенными, обоснованными и транспарантными.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, указанной разработчиком в сводном отчете, не представляется возможным сделать вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.