Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Правил режима в железнодорожном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Забайкальск (Забайкальский край)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 23 марта по 5 апреля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/11-20/00110873).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан в целях актуализации Правил режима в железнодорожном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Забайкальск (Забайкальский край), утвержденных приказом Сибирского территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. N 12.
С учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие замечания.
1. Проект акта не корреспондирует подходам части 2 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) и дублирует обязательные требования, содержащиеся в приказе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 451-ОД "Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (далее - Правила режима).
Кроме того, проект акта в целом повторяет Правила режима. Такой подход не может быть поддержан.
2. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.
В соответствии с абзацем первым статьи 22 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной границе) режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
В соответствии с абзацем вторым статьи 22 Закона о государственной границе режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. В этих целях принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 963 "О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" (далее - постановление N 963).
Указанный порядок предусматривает, что правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и ФТС России. Вместе с тем изменение в Положение о Минтрансе России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, было внесено только 9 апреля 2016 года (Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 292 "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" был внесен пункт 5.2.54(11) в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации").
При этом в настоящее время действуют Правила режима, утвержденные Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в рамках действовавших полномочий (Пункт 5.2.2. Положения о федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. N 734) и устанавливающие в отношении субъектов предпринимательской деятельности обязательное требование: на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании, возлагается обязанность по обеспечению режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 40 "Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" функции упраздняемого Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации переданы Минтрансу России. Также установлено, что Минтранс России является правопреемником упраздняемого Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации.Таким образом, Правила режима являются основным (базовым) актом, содержащим правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, принятым Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Правила режима предусматривают, что актами руководителей территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, согласованными с начальниками пограничных органов и начальниками таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также с администрациями аэропортов (аэродромов), морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций (далее - объекты транспортной инфраструктуры), на основании Правил режима и с учетом местных условий, а также планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и инструкций по пропускному и внутриобъектовому режиму этих объектов для каждого пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются правила режима, в которых определяются:
пространственные и временные пределы их действия;
территории и помещения, где непосредственно осуществляются пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля;
места и порядок въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных;
порядок ввода и характер дополнительных режимных ограничений, пространственные и временные пределы их действия;
места стоянок служебного транспорта подразделений государственных контрольных органов, администраций пункта пропуска и администраций морского порта, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, иных организаций и предприятий, осуществляющих в пунктах пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также маршруты движения этого транспорта.
Таким образом, проект акта должен содержать только перечисленные сведения. Вместе с тем в случае подготовки проекта акта, соответствующего установленным в Правилах режима требованиям, такой проект акта по содержанию будет являться распорядительным документом, а не нормативным правовым актом.
В связи с изложенным полагаем, что проект акта не должен издаться в форме приказа или иного акта, обладающего нормативно-правовым характером, в связи с тем, что содержание проекта акта не предполагает нормативно-правового характера.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии Закону об обязательных требованиях;
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.