Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства энергетики РФ "Об утверждении формы заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, правила заполнения указанной формы и требования к формату заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, а также формы заключения субъекта оперативно-диспетчерского управления о возможности (невозможности) вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации"
(от 01.06.2021 N 17092-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минэнерго России "Об утверждении формы заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, правила заполнения указанной формы и требования к формату заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, а также формы заключения субъекта оперативно-диспетчерского управления о возможности (невозможности) вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86 "Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации" (далее - Правила N 86).
Как указано в пункте 1.6 сводного отчета, целями проекта акта являются установление формы заявления о выводе объекта (объектов) диспетчеризации из эксплуатации, правил заполнения формы заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, а также требований к формату заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 2 по 22 апреля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/04-21/00114694).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
Помимо предусмотренных Правилами N 86 условий и порядка согласования вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, проектом акта предусматривается:
1) установление возможности оформлять одно заявление на вывод из эксплуатации нескольких объектов диспетчеризации (планируемых к выводу в одну дату), принадлежащих на праве собственности одному заявителю;
2) установление возможности указать следующую дополнительную информацию (в случае если вывод объекта диспетчеризации подлежит согласованию с уполномоченным органом) по усмотрению заявителя в заявлении на вывод из эксплуатации объекта диспетчеризации:
- о приоритетности вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации;
- о единице генерирующего оборудования электростанции, вывод которой из эксплуатации должен быть приостановлен в случае невозможности вывода из эксплуатации электросетевого оборудования;
3) установление обязанности указывать в заявлении на вывод из эксплуатации объекта диспетчеризации следующую дополнительную информацию (в случае если вывод объекта диспетчеризации подлежит согласованию с уполномоченным органом):
- о замещающем объекте по производству электрической энергии (мощности), строительство, реконструкция, модернизация или техническое перевооружение которого выполняется заявителем;
- о мероприятиях по вводу в эксплуатацию нового оборудования электростанции, установка которого осуществляется взамен выводимого объекта диспетчеризации в соответствии с перечнем генерирующих объектов, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании результатов отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций.
Таким образом, устанавливаемой проектом акта формой заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, разработанной на основании Правил N 86, устанавливаются обязательные требования, не предусмотренные Правилами N 86.
Во-первых, сводным отчетом не описана необходимость установления новых обязательных требований в разделе 3 "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы", не описано предлагаемое регулирование как таковое с учетом установления вышеуказанных положений в проекте акта в разделе 6 сводного отчета, в разделе 10 сводного отчета не указаны вышеизложенные преимущества, обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также изменения содержания существующих обязанностей и ограничений, порядок организации их исполнения.
Обращаем внимание разработчика, что сводный отчет должен быть заполнен исходя из содержания и предполагаемого предмета регулирования проекта акта, в соответствии Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290.
Во-вторых, установление в проекте акта ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их установлению, и (или) положений, приводящих к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в соответствии с пунктом 6 Правил свидетельствуют о высокой степени регулирующего воздействия проекта акта.
В указанном случае сводный отчет должен быть сформирован разработчиком исходя из пункта 15 Правил, а срок публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета на официальном сайте должен составлять 20 рабочих дней, а не 15 (по данным официального сайта).
Сводный отчет является обязательным к рассмотрению Минэкономразвития России документом при выработке решения о целесообразности принятия проекта акта, позволяющим оценить возможный эффект от принятия проектируемых изменений в соответствующей сфере регулирования.
Обращаем внимание разработчика, что в соответствии с пунктом 29 Правил некорректное заполнение сводного отчета является нарушением порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
Кроме того, как указано выше, целью проекта акта является не установление обязательных требований, а установление форм по действующим требованиям Правил N 86, в связи с чем установление в проекте акта вышеизложенных положений до внесения соответствующих изменений в Правила N 86 представляется преждевременным.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно обращаем внимание, что на основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3 Закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Таким образом, постановляющая часть проекта акта в представленной редакции должна содержать вышеуказанные положения Закона N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.