Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части изъятия воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, из объектов налогообложения)"
(подготовлен Минтрансом России 10.06.2021 г.)
Основанием для внесения изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации является План мероприятий, обеспечивающий повышение конкурентоспособности условий регистрации в Российской Федерации воздушных судов и яхт, утвержденный Правительством Российской Федерации от 22.04.2019 N 3501п-П9.
В силу статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Статьей 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств.
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.
Для определения налоговой базы применяется статья 375 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (RRJ-95 по данным в интернете стоит порядка 27 миллионов долларов США, что при максимальной ставке налога в 2.2 % равняется 0,5 миллиона долларов США налога в год).
Вместе с тем частью 4 статьи 374 НК РФ установлено, что не признаются объектами налогообложения следующие объекты:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
6) космические объекты;
7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
9) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";
10) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".
Таким образом, изъятие воздушных судов из объектов налогообложения организаций при одновременном установлении условия обязательного внесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (по аналогии с 0 ставкой НДС) позволила бы уменьшить налоговую нагрузку на собственника (в большинстве случаев лизингодателя) воздушного судна, облегчив таким образом как владение воздушным судном (владельцем в большинстве случаев выступает эксплуатант), так и сдачу самолетов в лизинг.
Существующий налог на недвижимость организаций в большей степени ложится на отечественных лизингодателей, которые его обязаны уплачивать даже при передаче воздушного судна в рамках договора лизинга эксплуатанту.
В свою очередь, сумма налога включается лизингодателем в размер лизингового платежа.
Принимая во внимание весьма высокую стоимость воздушных судов в течение всего срока эксплуатации воздушного судна в рамках лизинговой схемы, размер уплачиваемого налога на имущество составляет более 10% от первоначальной цены воздушного судна, как следствие, воздушное судно, зарегистрированное в государствах и территориях, предоставляющих льготный налоговый режим, имеет существенные преимущества в стоимости и цене лизинговой сделки по сравнению с воздушными судами, регистрируемыми на территории Российской Федерации.
В целях создания конкурентоспособных условий регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации предлагается снижение налоговой нагрузки на собственников воздушных судов путем внесения изменений в часть 4 статьи 374 НК РФ.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части изъятия воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, из объектов налогообложения)" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта:
- не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований
из соответствующих бюджетов;
Реализация проекта федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.