Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля"
(подготовлен ФСТЭК России 21.06.2021 г.)
ФСТЭК России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля" (далее - проект постановления).
Проект постановления разработан в целях реализации внесенных Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" изменений в Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" с учетом План-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 284-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю.Григоренко 14 сентября 2020 г. N 8541п-П36.
Поскольку государственный контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля выведен из сферы охвата Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проект постановления направлен на актуализацию Правил организации и проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582, с учетом изменений, внесенных вышеназванным Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ в статью 17 Федерального закона "Об экспортном контроле".
Проектом постановления предусмотрено, что государственный контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - государственный контроль) проводится уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю непосредственно или ее территориальных органов. Определяются цели государственного контроля, перечни субъектов государственного контроля, должностных лиц, уполномоченных на проведение государственного контроля, а также обязательных требований, соблюдение которых подлежит проверке при проведении государственного контроля. Устанавливаются права и обязанности лиц, уполномоченных на проведение государственного контроля.
Проектом постановления устанавливается, что государственный контроль осуществляется посредством проведения профилактических и контрольных мероприятий, при этом предусматривается, что профилактические мероприятия являются приоритетными по отношению к проведению контрольных мероприятий. Определен перечень и порядок проведения профилактических и контрольных мероприятий, а также устанавливается, что контрольные мероприятия в форме плановых и внеплановых выездных и документарных проверок проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". С учетом положений статьи 17 Федерального закона "Об экспортном контроле" определены основания для включения российских участников внешнеэкономической деятельности в план проведения проверок (плановые проверки), а также для проведения их внеплановых проверок.
Проектом постановления устанавливается срок проведения проверок, который не должен превышать 10 рабочих дней (в настоящее время действует норма, устанавливающая срок проведения проверки не более чем 30 рабочих дней). При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного контроля, проводящих проверку, допускается продление срока проведения проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля, но не более чем на 20 рабочих дней.
Проектом постановления определены порядок досудебного обжалования российскими участниками внешнеэкономической деятельности решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль, а также ключевые показатели государственного контроля и их целевые значения.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. (пункт 6 "Повышение качества государственного управления" раздела 2 "Меры государственной политики по достижению национальных целей развития").
В проекте постановления отсутствуют дополнительные, по сравнению с нормами действующего законодательства, обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют нормы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация проекта постановления в случае его принятия не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.