Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной антимонопольной службы "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
(подготовлен ФАС России 27.06.2021 г.)
Проект приказа ФАС России "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - проект приказа) разработан в целях реализации проекта федерального закона (после его принятия в установленном порядке в качестве федерального закона; ID 02/04/12-20/00111096) "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части совершенствования государственного контроля за сделками, осуществляемыми в отношении международных компаний).
Проект указанного федерального закона разработан в целях стимулирования развития специальных административных районов, деофшоризации российской экономики. Им предусмотрено устранение ряда административных барьеров в виде получения обязательных согласований при совершении сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранной компанией в случае регистрации такой компании в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом меры по упрощению регистрации международных компаний включают в себя, в том числе упрощение согласования в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ), сделок, влекущих за собой установление утраченного после 17 марта 2014 года контроля иностранного инвестора, являющегося бенефициарным владельцем иностранного юридического лица, зарегистрированного в порядке редомициляции в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О международных компаниях и международных фондах" и осуществляющего контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации, указанные сделки осуществляются в течение десяти лет с даты государственной регистрации и влекут установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным лицом в том же объеме, который существовал до его утраты. В частности, при получении ФАС России заключений федеральных органов исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства об отсутствии рисков возникновения угрозы обороны страны и безопасности государства и об отсутствии необходимости вынесения на рассмотрение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации вышеупомянутой сделки, то такая сделка не подлежит вынесению на рассмотрение указанной комиссии.
Порядок предоставления ФАС России государственной услуги по рассмотрению ходатайств иностранных инвесторов о предварительном согласовании сделок в отношении российских обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, урегулирован Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 28 января 2019 г. N 87/19 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2019 г., регистрационный N 53891).
В целях обеспечения реализации проектируемых проектом федерального закона правовых норм проектом предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в указанный Административный регламент, в том числе в части состава документов, представляемых одновременно с ходатайством о предварительном согласовании сделки, перечень которых предусмотрен упомянутым выше проектом федерального закона.
Поскольку проектируемые проектом приказа нормы предусматривают внесение изменений в Федеральный закон N 57-ФЗ, то государственный контроль за соблюдением изменяемых обязательных требований будет осуществляться только на основании положений Федерального закона N 57-ФЗ, в случаях, предусмотренных вводимыми нормами, а также принятых в его развитие подзаконных актов, при этом за несоблюдение обязательных требований будут применяться последствия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона N 57-ФЗ и статьей 19.82 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что проектом приказа предусмотрено внесение изменений, направленных на совершенствования контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, на который, в силу прямого указания пункта 1 части 31 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не распространяются положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора), следовательно, проект постановления не требует его рассмотрения на Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии.
Проект приказа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Реализация проекта приказа не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
__________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.