Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 02.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания финансовых стимулов для развития инфраструктуры в городских агломерациях и повышения их роли в качестве территорий опережающего развития и точек экономического роста.
В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).
Одним из стратегических направлений Российской Федерации является "Сбалансированное пространственное развитие", в рамках которого планируется реализовать ряд инициатив (проектов), в том числе проект "Города больших возможностей".
Проблемы обеспечения сбалансированного пространственного развития предполагается решить путем создания "территорий возможностей". Указанными территориями должны стать городские агломерации, которые представляют собой форму межрегионального и межмуниципального сотрудничества для совместного развития инфраструктуры и повышения эффективности их деятельности.
Для этой цели предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 декабря 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части законодательного урегулирования возможности заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры в городских агломерациях.
При этом для эффективного развития городских агломераций требуется создать финансовые стимулы для вовлечения муниципальных образований в состав участников городских агломераций.
В настоящее время статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрены соответственно обязанности и права субъектов Российской Федерации по установлению единых, дополнительных и дифференцированных нормативов отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, неналоговых доходов в местные бюджеты.
Законопроектом предусматривается расширение прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений путем дополнения статьи 58 БК РФ новым пунктом 3.4, закрепляющим право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, одной из сторон которых является городской округ (городское поселение), от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации. Предлагается устанавливать размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия).
Законопроектом предусматривается, что при расчете дифференцированных нормативов отчислений могут учитываться показатели статистической отчетности, а также иные показатели, характеризующие в том числе объекты инфраструктуры, предусмотренные в соглашениях о межмуниципальном сотрудничестве, в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ (в редакции законопроекта) будут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
В отношении правового регулирования, предлагаемого законопроектом, не представляется возможным проведение анализа правоприменительной практики в связи с тем, что предлагаемые нормы БК РФ являются новацией и предлагаются по аналогии с нормами, регулирующими установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты отдельных видов муниципальных образований от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - федеральный закон) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не окажет влияния на расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, на доходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и не потребует привлечения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет изменения доходов и расходов юридических и физических лиц.
Вместе с тем принятие федерального закона может повлечь увеличение налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры.
Реализация предлагаемых в законопроекте решений не повлечет возникновения социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом реализация законопроекта обеспечит создание финансовых стимулов для развития городских агломераций.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.