Проект Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "О порядке допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях"
(подготовлен Минпромторгом России 05.07.2021 г.)
В соответствии со статьей 26 Воздушного кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 5(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст. 4085; 2000, N 17, ст. 1875; 2016, N 8, ст. 1130), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочарова.
Министр |
Д.В. Мантуров |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации
от " " _______ 2021 г. N
ПОРЯДОК
допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях
1. Общие положения
1.1. Порядок допуска экспериментальных воздушных судов к коммерческим перевозкам (далее - Порядок) распространяется на авиационные организации экспериментальной авиации (далее - ЭА), осуществляющие деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, эксплуатирующие экспериментальные воздушные суда (далее - ЭВС).
1.2. Порядком регламентируется использование экспериментальных воздушных судов за плату на договорной основе для перевозки грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, лётных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - РТОП и АС).
1.3. Под служебными пассажирами понимаются государственные служащие, а также работники организаций авиационной промышленности, заказчика и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выполняющие служебное задание и находящиеся на борту экспериментального воздушного судна на основании письменного распоряжения руководителя авиационной организации экспериментальной авиации, осуществляющей перевозку.
Перевозка грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, а также лётные проверки наземных средств РТОП и АС на экспериментальных воздушных судах производятся экипажами летно-испытательных подразделений (далее - ЛИП) согласно требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2005,N 13, ст. 1078; 2007, N 50, ст. 6245; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 7, ст. 901; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; N 27, ст. 3477; 2015, N 29, ст. 4356, 4379; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4224), правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255; N 40, ст. 5555; 2012, N 31, ст. 4366; 2015, N 29, ст. 4487; N 32, ст. 4775; 2016, N 8, ст. 1130; N 29, ст. 4838; 2017, N 9, ст. 1360; N 50, ст. 7619; 2018, N 6, ст. 898; N 25, ст. 3695; 2020, N 6, ст. 680), Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Минпромторга России от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован в Минюсте России 13 июня 2019 г. N 54916).
1.4. Перевозка грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, а также лётные проверки наземных средств РТОП и АС осуществляется по письменному распоряжению руководителя авиационной организации ЭА.
1.5. Служебные пассажиры подлежат страхованию в установленном порядке.
1.6. Перевозка грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, а также лётные проверки наземных средств РТОП и АС осуществляется на вспомогательных воздушных судах, экспериментальных воздушных судах - летающих лабораториях, ЭВС транспортной категории серийного производства, выпускаемые авиационными организациями - изготовителями ВС. При этом на летающих лабораториях должны быть завершены их летно-конструкторские испытания и устранены выявленные недостатки, влияющие на безопасность полетов, а ЭВС транспортной категории серийного производства, выпускаемые авиационными организациями - изготовителями ВС должны пройти объем приёмо-сдаточных (предъявительских) испытаний согласно ТУ на поставку и приемку с подписью формуляра летчиком-испытателем поставщика.
2. Порядок допуска ЭВС к перевозке служебных пассажиров
2.1. Авиационной организацией экспериментальной авиации, осуществляющей перевозки служебных пассажиров должна быть разработана и введена в действие эксплуатационно-техническая документация, определяющая объем и порядок подготовки ЭВС и экипажа к полету на выполнение перевозок служебных пассажиров и особенности их выполнения.
2.2. ЭВС, выделяемые для перевозки служебных пассажиров должны быть оборудованы средствами объективного контроля, креслами (сиденьями) с привязными ремнями и другим необходимым оборудованием, обеспечивающим безопасность перевозки людей, в том числе на больших высотах и над водной поверхностью (кислородными баллонами и масками, дымозащитными масками, спасательными жилетами и плотами).
2.3. На перевозку служебных пассажиров руководителем авиационной организации экспериментальной авиации издается распоряжение, рекомендуемая форма приведена в приложении N 1.
Корешок распоряжения остается в авиационной организации, а распоряжение направляется в ЛИП организации экспериментальной авиации.
Руководство ЛИП в соответствии с полученным распоряжением организует подготовку ВС и экипажа к перевозке служебных пассажиров с оформлением:
открытых листов в 2-х экземплярах, рекомендуемая форма приведена в приложении N 2;
задания на полет (полетного листа) с указанием в нем количества служебных пассажиров, номера открытого листа, а при одновременной перевозке пассажиров и грузов - массы перевозимого груза и номера грузовой квитанции (сопроводительной ведомости).
Один экземпляр открытого листа (оформленный и подписанный ответственным лицом за перевозку) сдается диспетчеру авиационно-диспетчерского пункта (далее - АДП), а второй выдается командиру ВС и должен находится при выполнении полета на борту ВС.
2.4. В случаях, когда производится одновременная перевозка служебных пассажиров и грузов, на борт ВС берутся служебные пассажиры по числу мест (кресел) с привязными ремнями и другим необходимым оборудованием в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения. Размещение и швартовка грузов производятся в соответствии с Руководством по загрузке и центровке ВС с обеспечением мер безопасности для служебных пассажиров.
2.5. В случае посадки ВС на промежуточном аэродроме и изменении количества служебных пассажиров, груза (почты), в открытом листе (грузовой квитанции, сопроводительной ведомости) командиром ВС делаются соответствующие отметки.
Запрещается брать на борт ВС не оформленных установленным порядком к перевозке служебных пассажиров, груз (почту), а также перевозить большее количество служебных пассажиров, чем имеется мест (кресел) с привязными ремнями и другим необходимым оборудованием в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения.
2.6. Посадка служебных пассажиров на борт ВС (загрузка грузов) и выход из него (разгрузка грузов) производятся под руководством одного из членов экипажа, имеющего соответствующую подготовку и допущенного приказом руководителя авиационной организации к выполнению этих функций согласно Руководству по летной эксплуатации или Инструкции летному экипажу (далее - РЛЭ или ИЛЭ) конкретного ВС.
В задании на командировку (при наличии) пассажира делается отметка о его прибытии в пункт назначения с указанием типа ВС, его номера и даты доставки.
2.7. По окончании выполнения задания (возвращения на аэродром базирования) один экземпляр открытого листа сдается в летно-испытательное подразделение и хранится в деле вместе с полетными документами на перевозку служебных пассажиров и грузов (почты), а второй - дополненный фамилиями пассажиров, взятых на борт ВС на промежуточных аэродромах, - сдается в бухгалтерию авиационной организации.
3. Порядок допуска ЭВС к перевозке грузов (почты) и проверкам РТОП и АС
3.1. Авиационной организацией экспериментальной авиации, осуществляющей перевозки грузов (почты) должна быть разработана и введена в действие эксплуатационно-техническая документация, определяющая объем и порядок подготовки ЭВС и экипажа к полету на выполнение грузовых перевозок и особенности их выполнения.
3.2. ЭВС, допускаемые к перевозке грузов, должны иметь необходимое оборудование для погрузки, размещения и швартовки грузов.
3.3. На перевозку грузов (почты) руководителем авиационной организации экспериментальной авиации издается распоряжение, рекомендуемая форма приведена в приложении N 1.
3.4. Прием груза (почты) от грузоотправителя в летно-испытательном подразделении производится по грузовой квитанции (Положению N 3), которая оформляется грузоотправителем на основании накладной (Положению N 5) в четырех экземплярах. Первый экземпляр грузовой квитанции передается в летно-испытательное подразделение, второй экземпляр остается у грузоотправителя, третий экземпляр вместе с грузом выдается грузополучателю, четвертый экземпляр после сдачи груза грузополучателю с его подписью возвращается грузоотправителю (в бухгалтерию авиационной организации).
3.5. Подготовка грузов к транспортировке и их погрузка в ВС осуществляются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по летной и технической эксплуатации ВС.
При подготовке грузов к транспортировке на ВС определяются их масса (производится взвешивание) и положение центра тяжести.
Тара (упаковка) с находящимися в ней грузами опечатывается (пломбируется), на ней наносится транспортная маркировка, рекомендуемый образец приведен в приложении N 6), к ней прикладывается упаковочная ведомость, рекомендованный образец указан в приложении N 7.
Погрузкой и размещением грузов на ВС руководит один из членов экипажа, подготовленный для выполнения этих функций согласно РЛЭ конкретного ВС.
Размещение грузов на ВС производится с учетом обеспечения нагрузки на пол грузовой кабины, взлетной массы и центровки в пределах, установленных РЛЭ (ИЛЭ), а также надежного закрепления (швартовки) грузов, исключающего возможность их самопроизвольного перемещения при эволюциях ("болтанке"), взлете и посадке ВС. Перевозка на ВС не зашвартованных грузов запрещается.
3.6. В процессе предполетной подготовки командир ВС и члены экипажа (по специальности) осматривают и проверяют размещение, состояние и закрепление грузов на соответствие сопроводительной ведомости и грузовой квитанции.
При выполнении полета экипажем ведется систематическое наблюдение за состоянием и креплением перевозимых грузов, принимаются меры по устранению выявленных отклонений, руководствуясь рекомендациями РЛЭ (ИЛЭ).
3.7. По прибытии в пункт назначения разгрузка ВС производится грузополучателем под руководством одного из членов экипажа.
Сдача груза грузополучателю вместе с третьим экземпляром грузовой квитанции производится лицом, ответственным за груз, по предъявлении представителем грузополучателя доверенности на получение груза.
При этом грузополучатель расписывается в четвертом экземпляре грузовой квитанции с указанием фамилии и даты.
После выполнения задания четвертый экземпляр грузовой квитанции сдается грузоотправителю или в бухгалтерию авиационной организации, отправившей груз, а первый экземпляр грузовой квитанции подшивается в специальное дело с полетными документами на перевозку служебных пассажиров, персонала Заказчика и грузов.
Положение N 1
(рекомендуемый образец)
Корешок распоряжения
N ___________ от _________20___ г.
Перевезти воздушным судном _____________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(количество служебных пассажиров и/или наименование и масса груза в кг)
по маршруту ____________________________________________________________
________________________________________________________________________
(линия отреза)
Распоряжение N__________
от " ____ " ____________ 20___ г.
Начальнику летно-испытательного подразделения___________________________
________________________________________________________________________
(фамилия и инициалы начальника ЛИП)
Разрешаю перевезти на воздушном судне __________________________________
(тип и номер воздушного судна)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(количество служебных пассажиров и/или наименование и масса груза в кг)
по маршруту_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Руководитель авиационной организации ___________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Положение N 2
(рекомендуемый образец)
Приложение
к полетному листу N _________
от " ___ " __________ 20___ г.
ОТКРЫТЫЙ ЛИСТ N ________
на перевозку служебных пассажиров, персонала Заказчика
на воздушном судне _______________
(тип и номер)
Командир ВС ____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
по маршруту ____________________________________________________________
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Место работы (организация) |
N удостоверения (паспорта) |
Роспись служебного пассажира |
|
|
|
|
|
Ответственный за перевозку служебных
пассажиров, персонала Заказчика
на воздушном судне______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________
(подпись)
М. П.
Положение N 3
(рекомендуемый образец)
Грузовая квитанция N ______ от " __ " ______ 20__ г.
1. Пункт отправления _______________________________________________
2. Пункт назначения_________________________________________________
3. Грузоотправитель_________________________________________________
4. Грузополучатель __________________________________________________
5. Фамилия командира экипажа _______________________________________
6. Тип и номер воздушного судна __________________ центровка __________
N п/п |
Наименование груза |
Вид упаковки |
Коли-чество мест |
Масса, кг |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
Всего:
Груз сдал ______________________________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Груз принял ____________________________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Груз по квитанции получил ______________________________________________
(должность, подпись, фамилия и инициалы)
Приложение N 4
(рекомендуемый образец)
Сопроводительная ведомость
(загрузочная сводка)
К полетному листу N __________ от " ___ " _________ 20___ г.
Тип и номер воздушного судна _____________________
Командир экипажа _______________________________
Аэродром вылета _____________________________
Аэродром назначения __________________________________
N п/п |
Фамилия и инициалы пассажиров |
Багаж |
N п/п |
Наименование груза или почты |
Количество мест |
Общая масса |
Примечание или особые отметки |
|
количество |
масса, кг |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
Заправка топливом _______________________________________ Общая загрузка __________________________________________ Взлетная масса __________________________________________ Расчетная центровка при взлете ____________________________ при посадке ______________________________ |
||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
Всего: |
|
|
||||||
|
Командир экипажа ____________________________________ (подпись, дата) |
|||||||
|
|
Ответственный за перевозку служебных
пассажиров на воздушном судне ____________________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Положение N 5
(рекомендуемый образец)
Отправитель |
|
Перевозка груза разрешена |
Организация ________________ _____________________________ |
|
Должность _____________________ (подпись, фамилия и инициалы) |
| ||
" ___ " ______ ___ 20 __ г. |
|
" ___ " ______ ___ 20 __ г. |
Накладная N _________
" ___ " _____________ 20___ г.
Сопровождающий __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Основание
N п/п |
N наряда |
Индекс изделия |
N изделия |
Единица измерения |
Количество |
||||
отправлено |
принято |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
N места |
Количество пломб |
Пломбы |
|||||||
1 оттиск |
2 оттиск |
||||||||
|
|
|
|
Гербовая печать |
Руководитель организации _____________________ |
Главный бухгалтер ____________________________ | |
Начальник отдела режима_______________________ |
Груз сдал _____________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Груз принял _____________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Положение N 6
(рекомендуемый образец)
Транспортная маркировка
Транспортная маркировка наносится непосредственно на таре или на специальной бирке, закрепленной на грузе (таре) и имеет вид:
Грузополучатель ____________________________________________
Аэродром назначения ________________________________________
Порядковый номер места _____________________________________
Масса места (кг) _____________________________________________
Номер грузовой накладной ____________________________________
Количество мест груза ________________________________________
Аэродром отправления груза __________________________________
Общая масса груза ___________________________________________
Транспортная маркировка должна также предусматривать манипуляционные знаки и надписи о порядке обращения с грузом.
Так, могут использоваться следующие обозначения:
"НЕ КАНТОВАТЬ"
"СТЕКЛО"
"ВЕРХ"
Положение N 7
(рекомендуемый образец)
Упаковочная ведомость
на изделия, отправляемые организацией __________________________
_____________________________________________________________
" ___ " ____________ 20__ г.
В ящике N ___________
N п/п |
Шифр |
Номер изделия |
Инвен- тарный номер изделия |
Гриф |
Инвентарный номер сопроводительной документации |
|
|
|
|
|
|
Ответственный за упаковку ____________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Начальник ОТК ________________________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.