Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 355 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"
(подготовлен Минприроды России 06.07.2021 г.)
Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в связи с необходимостью завершения строительства ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" (далее - ЛСП).
Проектирование и строительство ЛСП было начато в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" с завершением проектирования в 2018 году и началом строительства в 2019 году.
В настоящее время строительство ЛСП ведется в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (далее - ГП "Охрана окружающей среды").
В целях реализации указанного мероприятия, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 545-р "Об определении акционерного общества "Адмиралтейские верфи" единственным исполнителем осуществляемых Росгидрометом в 2018 - 2019 годах закупок работ по проектированию и строительству ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", между Росгидрометом и акционерным обществом "Адмиралтейские верфи" (далее - Общество) заключен государственный контракт от 04.05.2018 N 17703092752180000180/АВ/169-ЛСП/2018 на проектирование и строительство ЛСП (далее - Контракт).
Во исполнение Контракта Общество разработало технический проект ЛСП, согласованный с Российским морским регистром судоходства и утвержденный распоряжением Росгидромета от 18.12.2018 N 246-р.
Большая часть оборудования длительного цикла изготовления (винто-рулевая полноповоротная колонка, подруливающее устройство водометного типа, оборудование котельной установки, гидро-акустический комплекс) производится за пределами Российской Федерации.
В связи с санкционным режимом, действующим в отношении российских компаний, в том числе Общества, а также вынужденным приостановлением работ на 112 дней в связи с пандемией коронавирусной инфекции Общество столкнулось с отказами потенциальных поставщиков, изменениями сроков монтажа по законтрактованному судовому оборудованию. Данные обстоятельства привели к увеличению срока строительства и невозможности завершить проект в 2020 году.
На этапах разработки аванпроекта и технического проекта ЛСП, а также по результатам проведения модельных испытаний возникла необходимость внесения ряда изменений в технический проект ЛСП. Увеличение основных размерений ЛСП (в том числе наибольшей длины ЛСП на 15,3 м, водоизмещения - на 2890 т и дедвейта - на 1130 т) позволило обеспечить автономность дрейфа на срок 24 месяца при ограниченной осадке: увеличить полезное пространство для размещения персонала и дополнительных уникальных лабораторий, дало прибавку по запасам топлива в размере 300 тонн, обеспечило рациональное размещение вертолётной площадки в корме судна. Вместе с тем, принятые технические и инженерные решения привели к повышению материалоемкости и трудоемкости строительства, а также изменению стоимости строительства.
Для определения цены строительства с учетом проведённых корректировок Верфями был привлечен отраслевой институт АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (далее - АО "ЦТСС"), который определен Минпромторгом России ведущей организацией по ценообразованию в отрасли.
По результатам технико-экономической экспертизы расчетов трудоёмкости и цены строительства ЛСП АО "ЦТСС" подготовлено заключение, согласно которому цена строительства ЛСП увеличилась с 6 966 600,0 тыс. рублей до 9 100 800,0 тыс. рублей - на 2 134 200,0 тыс. рублей. Приведенное в заключении АО "ЦТСС" расчеты актуализированной стоимости строительства ЛСП сочтено АО "Объединенная судостроительная корпорация" обоснованным.
По результатам расчета, проведенного Обществом на основании заключения АО "ЦТСС", стоимость работ, которые необходимо произвести в 2021 - 2022 году для завершения строительства ЛСП составила 3 158 210,0 тыс. рублей. При этом объем доведенных до Росгидромета лимитов бюджетных обязательств составил 1 024 010,0 тыс. рублей. Таким образом, необходимый объем дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет 2 134 200,0 тыс. рублей (в том числе 1 082 217,0 тыс. рублей в 2021 году и 1 051 983,0 тыс. рублей в 2022 году).
Проектом постановления предусмотрено финансирование строительства ЛСП в 2021-2022 годах:
в 2021 году - 2 106 227,0 тыс. рублей - бюджетные ассигнования, в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета 2021 года, увеличенные Росгидромету на выполнение работ, подлежавших в соответствии с условиями государственного контракта от 04.05.2018 N 17703092752180000180/АВ/169-ЛСП/2018 оплате в 2020 году - 1 024 010,0 тыс. рублей и средства резервного фонда Правительства Российской Федерации - 1 082 217,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 1 051 983,0 тыс. рублей - федеральный бюджет, дополнительные бюджетные ассигнования из которого планируются предусмотреть на указанные цели при формировании федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Соответствующая бюджетная заявка Росгидромета согласована Минприроды России (письмо от 04.03.2021 N 06-13-44/5490) и направлена в установленном порядке на рассмотрение в Минэкономразвития России (письмо Росгидромета от 05.03.2021 N 140-01913/21и).
Основной характеристикой ЛСП для выполнения круглогодичных исследований и обеспечения безопасности при дрейфе в тяжелых арктических льдах является необходимая прочность корпуса. По проведенным расчетам она должна соответствовать прочности корпусов судов ледового класса Arc8.
Основной характеристикой для определения ледового класса согласно требованиям, установленным правилами Российского морского регистра судоходства (далее - РМРС), является мощность энергетической установки судна. Согласно правилам РМРС ледовый класс ЛСП (в данном случае Arc5) для выполнения самостоятельного прохода к пункту вмерзания в лед и возвращения должен соответствовать ледовому классу для судов, преодолевающих или разрушающих ледяной покров, что не соответствует назначению ЛСП.
Принимая во внимание уникальность ЛСП - инженерного сооружения, не имеющего аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном судостроении, отсутствие порядка присвоения такому инженерному сооружению ледового класса предложено для устранения несоответствия и обеспечения дальнейших работ по строительству ЛСП согласно заложенным для реализации проектным решениям, исключить из текста предлагаемого проекта постановления Правительства Российской Федерации обозначение мощности ЛСП.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации направлено на достижение целей и задач ГП "Охрана окружающей среды", а также задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, установленных п. 15 Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Строительство ЛСП и ее последующая эксплуатация позволит российским полярникам возобновить в интересах России практику дрейфующих экспедиций в Арктике (с автономностью дрейфа до 24 месяцев), прерванную под влиянием изменения климата в начале 2000-х годов и обеспечит закрепление лидирующих позиций России в сфере арктических научных исследований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.