Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет), основанием для разработки проекта акта являются:
- указание Президента Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N Пр-1761;
- поручение Правительства Российской Федерации 6 ноября 2020 г. N ВА-П11-14218;
- пункт 4 Плана мероприятий "дорожной карты" по реализации на территории Сахалинской области эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для внедрения технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, отработки методики формирования системы верификации, учета выбросов и поглощения парниковых газов, утвержденного Правительством Российской Федерации 28 декабря 2020 г. N 12712п-П11.
Проект акта предполагает проведение эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области.
Целью предлагаемого регулирования является создание необходимых условий для сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения, внедрения технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, отработки методики формирования системы верификации, учета выбросов и поглощения парниковых газов.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 2 по 29 апреля 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/04-21/00114717). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта предполагает введение временного регулирования на территории Сахалинской области с целью апробирования основных подходов, заложенных в базовом проекте Федерального закона N 1116605-7 "Об ограничении выбросов парниковых газов", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 июня 2021 года.
Указанный проект федерального закона определяет основы правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности, которая осуществляется на территории Российской Федерации и сопровождается выбросами парниковых газов, и связан с предоставлением регулируемым организациям возможности по реализации климатических проектов с учетом возможности обеспечения поддержки деятельности по реализации климатических проектов, которая включает в себя применение мер стимулирующего характера.
При этом предлагаемое регулирование включает в себя ряд конкретных мер специального государственного регулирования выбросов и поглощения парниковых газов, целью которого является достижение на территории Сахалинской области углеродной нейтральности к концу 2025 года, а также специальные экономические и финансовые механизмы, стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов.
В целях регулирования и сокращения объемов выбросов парниковых газов проект акта предполагает установление квот выбросов, внесение платы за невыполнение (превышение) указанных квот регулируемыми организациями, представление соответствующей отчетности, ее верификацию экспертными организациями.
С другой стороны, при выполнении установленных квот в обращение могут быть выпущены соответствующие единицы выполнения таких квот, которое включает в себя операции и гражданско-правовые сделки с единицами выполнения квоты. И, кроме этого, проект акта предусматривает возможность установления налоговых льгот для регулируемых организаций и иных мер поддержки в форме предоставления субсидий, связанных с возмещением затрат на производство товаров, работ и услуг при достижении участником эксперимента углеродной нейтральности.
С учетом анализа проектируемых положений обращаем внимание на наличие следующего замечания.
Статья 10 проекта акта предполагает возможность верификации углеродной отчетности либо лицом, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов, либо экспертной организацией, соответствующей ряду требований и прошедшей оценку соответствия данным требованиям, осуществляемую государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (либо организацией, уполномоченной государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ").
Обращаем внимание, что для аккредитации в национальной системе аккредитации органы по валидации и верификации парниковых газов должны соответствовать критериям аккредитации, установленным приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации" (далее - Критерии аккредитации).
К одному из Критериев аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов относится необходимость соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 14065-2014 "Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 26 ноября 2014 г. N 1869-ст "Об утверждении национального стандарта" (далее - ГОСТ Р ИСО 14065-2014).
ГОСТ Р ИСО 14065-2014 идентичен международному стандарту ИСО 14065:2013 "Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания", обязанность руководствоваться которым продиктована положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также присоединением Российской Федерации к международным организациям в области аккредитации.
Учитывая изложенное, считаем необходимым в переходных положениях проекта акта установить период, до истечения которого допускается возможность верификации углеродной отчетности не аккредитованными в национальной системе аккредитации органами по валидации и верификации парниковых газов, а экспертными организациями.
В случае учета указанного замечания может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.