Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)"
(подготовлен Минприроды России от 30.05.2021)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1845 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 47, ст. 7546).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от"___" 202_г. N___
Изменения,
которые вносятся в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)
1. В пункте 3 слова "и ее территориальными органами" исключить.
2. В подпункте "а" пункта 4 слова "для выполнения работ (оказания услуг)," заменить словами "для выполнения работ (услуг), указанных в пункте 2 настоящего Положения,".
3. Пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган непосредственно, или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или предоставляет в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии.".
4. Пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Лицензирующий орган формирует открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений настоящего Положения и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемому виду деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен).".
5. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом и его территориальными органами.".
6. Пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. Пункты 15-21 заменить пунктами 15-49 следующего содержания:
"15. Лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
1) руководитель лицензирующего органа, его заместители;
2) федеральные государственные гражданские служащие структурных подразделениях лицензирующего органа, в ведении которых находятся вопросы лицензирования;
3) руководители территориальных органов лицензирующего органа, их заместители;
4) федеральные государственные гражданские служащие территориальных органах лицензирующего органа, в ведении которых находятся вопросы лицензионного контроля.
16. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных мероприятий, являются:
1) руководитель лицензирующего органа, его заместители;
2) руководители территориальных органов лицензирующего органа.
17. Лица, осуществляющие лицензионный контроль, в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также следующими правами.
18. При осуществлении лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками.
19. Лицензирующий орган относит лицензиатов, в зависимости от вероятности наступления негативных событий и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к одной из следующих категорий риска:
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
20. К значительной категории риска относятся лицензиаты, выполняющие работы (оказывающие услуги), указанные в подпунктах "б", "и" - "о" пункта 2 настоящего Положения.
21. К средней категории риска относятся лицензиаты, выполняющие работы (оказывающие услуги), указанные в подпунктах "а", "д" пункта 2 настоящего Положения.
22. К умеренной категории риска относятся лицензиаты, выполняющие работы (оказывающие услуги), указанные в подпунктах "в", "е", "ж", "з" пункта 2 настоящего Положения.
23. К низкой категории риска относятся лицензиаты, выполняющие работу (оказывающие услугу), указанную в подпункте "г" пункта 2 настоящего Положения.
24. В случае если деятельность лицензиатов может быть отнесена к разным категориям риска, то присваивается наиболее высокая категория риска.
25. Лицензирующий орган учитывает категории рисков, присвоенных лицензиатам, в реестре лицензий.
26. Включение сведений о категории риска в реестр лицензий осуществляется на основании решений руководителя лицензирующего органа об отнесении лицензиатов к соответствующим категориям риска.
27. Организация, проведение и оформление результатов контрольных мероприятий осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
28. Основания для проведения контрольных мероприятий определены частью 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
29. Информация о контрольных мероприятиях в рамках лицензионного контроля размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
30. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие виды контрольных мероприятий:
выездная проверка;
документарная проверка.
31. Контрольные мероприятия в отношении лицензиатов в зависимости от присвоенной им категории риска осуществляются со следующей периодичностью:
1) для категории значительного риска плановая проверка проводится один раз в 3 года;
2) для категории среднего риска плановая проверка проводится не чаще одного раза в 3 года и не реже одного раза в 4 года;
3) для категории умеренного риска плановая проверка проводится не чаще одного раза в 4 года и не реже одного раза в 5 лет;
4) для категории низкого риска плановая проверка не проводится.
32. Плановые контрольные мероприятия проводятся
на основании плана проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
33. При проведении выездной проверки лица, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, обязаны использовать проверочные листы, утверждаемые лицензирующим органом.
34. При осуществлении лицензионного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережений.
35. Информирование по вопросу лицензионного контроля осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
36. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики контрольной деятельности лицензирующего органа готовится один раз в год и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
37. Лицензиатом по результатам рассмотрения предостережения могут быть поданы в лицензирующий орган возражения, в которых указываются:
1) наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
2) идентификационный номер налогоплательщика (юридического лица, индивидуального предпринимателя);
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя);
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица (индивидуального предпринимателя), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
38. Возражения направляются лицензиатом в бумажном виде почтовым отправлением в лицензирующий орган либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты, либо иными указанными в предостережении способами.
39. Лицензирующий орган рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.
40. При отсутствии возражений лицензиат в указанный
в предостережении срок направляет в лицензирующий орган уведомление об исполнении предостережения.
41. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:
1) наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
2) идентификационный номер налогоплательщика (юридического лица, индивидуального предпринимателя);
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя);
4) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
42. Уведомление об исполнении предостережения направляется лицензиатом в бумажном виде почтовым отправлением в лицензирующий орган либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты лицензирующего органа, либо иными указанными в предостережении способами.
43. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету.
44. Действия (бездействие) лиц, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, решения, принятые ими в ходе осуществления лицензионного контроля, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
45. Жалоба на решения, действия (бездействие) лиц территориального органа, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, рассматривается руководителем, заместителем руководителя данного территориального органа.
Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителя руководителя территориального лицензирующего органа рассматривается руководителем данного территориального органа.
Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя территориального лицензирующего органа рассматривается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным заместителем руководителя.
Жалоба на решения, действия (бездействие) лиц лицензирующего органа, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, рассматривается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя лицензирующего органа.
Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителей руководителя лицензирующего органа рассматривается руководителем лицензирующего органа.
46. Оценка результативности и эффективности деятельности лицензирующего органа осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
47. Анализ ключевых показателей результативности и эффективности деятельности лицензирующего органа осуществляется лицензирующим органом и отражается в докладе по итогам обобщения правоприменительной практики контрольной деятельности лицензирующего органа.
48. Ключевыми показателями результативности и эффективности деятельности лицензирующего органа и его территориальных органов являются:
а) доля решений, выданных предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в отчетном году по результатам проведения контрольных мероприятий и рассмотрения жалоб, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;
б) доля решений, выданных предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в предыдущих отчетных периодах по результатам проведения контрольных мероприятий и рассмотрения жалоб, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году.
49. Показатель, предусмотренный подпунктом "а" пункта 48 настоящего Положения (ДР1), рассчитывается по формуле:
ДР1 = К1 / Кобщ*100%
где:
К1 - количество решений, выданных предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в отчетном году по результатам рассмотрения жалоб, проведения контрольных мероприятий, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;
Кобщ - общее количество решений, выданных предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в отчетном году по результатам рассмотрения жалоб, проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий.
50. Показатель, предусмотренный подпунктом "б" пункта 48 настоящего Положения (ДР2), рассчитывается по формуле:
ДР2 = К2 / Кобщ *100%
где:
К2 - количество решений, выданных предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в предыдущих отчетных периодах по результатам рассмотрения жалоб, проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;
Кобщ - общее количество решений, выданных предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в предыдущих отчетных периодах.".
8. Пункты 22-23 считать пунктами 51-52 соответственно.
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий,выполняемых для подготовки проектной документации, строительства,реконструкции объектов капитального строительства),утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1845
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1845 (далее - проект постановления, Положение) разработан в рамках выполнения пункта 16 плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 14.09.2020 N 8541/п-П36.
Проектом постановления уточняется, что лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в связи с чем, из Положения предлагается исключить правовую норму, уполномочивающую территориальные органы Росгидромета осуществлять лицензирование деятельности в установленной сфере.
В проекте постановления определяются:
1) контрольные органы, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля;
2) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления лицензионного контроля;
3) перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления лицензионного контроля;
4) виды контрольных мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления лицензионного контроля, и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого контрольного мероприятия;
5) виды и периодичность проведения плановых контрольных мероприятий для каждой категории риска.
В целях соблюдения правовой определенности проектом постановления уточняется, что технические средства и оборудование должны быть необходимы для выполнения работ (услуг), указанных в пункте 2 Положения.
Для приведения в соответствие с нормами Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в Положение внесены изменения в пункты 7 и 12.
В соответствии с частью 1.1 Федерального закона N 99-ФЗ проектом постановления определены виды работ, услуг выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии.
Также проектом постановления Положение дополняется правовой нормой, в соответствии с которой указанные в пункте 2 Положения работы (услуги) выполняются (предоставляются) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, без лицензии.
Необходимость внесения данного изменения обусловлена следующим.
Пунктом 2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372 (далее - Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) установлено, что Росгидромет, в том числе осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.
В соответствии с пунктом 5.4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции), государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции), обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических
и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде, обеспечение органов государственной власти,
Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации.
Для реализации своих полномочий Росгидромету наличие лицензии не требуется.
Принимая во внимание, что Росгидромет является публично-правовым образованием, он осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).
Подведомственные Росгидромету федеральные государственные
бюджетные учреждения (далее - ФГБУ) созданы для выполнения работ и оказания услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации его полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Учредителем и собственником имущества ФГБУ является Российская Федерация (учредителями организаций, подведомственных Росгидромету, являются Правительство Российской Федерации и Росгидромет).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Поскольку деятельность Росгидромета, осуществляемая им непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации, направлена на предупреждение об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде, осуществление Росгидрометом лицензирования своей собственной деятельности нецелесообразно.
Помимо этого, осуществление лицензирования ФГБУ, в отношении которых Росгидромет осуществляет полномочия и функции учредителя от имени Российской Федерации, влечет за собой потенциальную вероятность возникновения коррупционных рисков.
Принятие проекта постановления не повлечет необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Предлагаемые проектом постановления решения не окажут влияния не достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.