Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 21 мая по 3 июня 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/05-21/00116181). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Согласно сводному отчету и пояснительной записке проект акта подготовлен в рамках выполнения пункта 16 плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", утвержденного Правительством Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 8541/п-П36.
Проектом акта исключаются полномочия территориальных органов Росгидромета осуществлять лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (в целях исключения коррупциогенных рисков), а также уточняются вопросы указанного лицензирования в соответствии с действующими положениями законодательства.
По результатам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России сообщает о наличии следующих замечаний.
1. Пунктами 19-21 проекта акта устанавливаются три категории риска лицензиатов - "значительный риск", "средний риск", "низкий риск" и критерии отнесения к каждой из них.
Вместе с тем далее в пункте 31 проекта акта при установлении периодичности проверок лицензиатов в зависимости от их категории указана не установленная ранее четвертая категория риска "умеренный риск".
Необходимо исключить указанную избыточную категорию из текста пункта 31 проекта акта.
2. Дополнительно считаем необходимым отметить, что проектируемым пунктом 12 проекта акта устанавливается, что лицензирующий орган формирует открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, который содержит необходимые сведения в установленной сфере (далее - Ресурс), тогда как в действующей редакции пункта 12 установлено, что указанные сведения размещаются на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал).
В отсутствие обоснования необходимости размещения сведений в области лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях в отдельном Ресурсе данный подход не может быть поддержан Минэкономразвития России.
3. В пункте 31 проекта акта необходимо установить конкретную периодичность проведения плановых выездных проверок для категории среднего риска.
4. Положения пункта 33 проекта акта, регулирующие применение проверочных листов, необходимо синхронизировать с положениями подлежащего разработке к 1 марта 2022 г. во исполнение части 2 статьи 53 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего в том числе случаи обязательного применения проверочных листов.
5. Пункт 34 проекта акта необходимо дополнить обязательными к проведению профилактическими мероприятиями - консультирование и профилактический визит, а также урегулировать порядок их проведения.
6. Подлежат исключению положения пунктов 40-43 проекта акта о направлении контролируемым лицом в лицензирующий орган уведомления об исполнении предостережения, поскольку согласно статье 49 Федерального закона N 248-ФЗ предостережение не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
7. Нуждаются в комплексной переработке предусмотренные проектом акта ключевые показатели результативности и эффективности деятельности лицензирующего органа в целях приведения в соответствие с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
8. Также сообщаем, что Минэкономразвития России ранее рассматривался проект акта и замечания к нему были направлены в Минприроды России письмом Минэкономразвития России от 08 июня 2021 г. N 17856-АХ/Д24и. Не все замечания, представленные в письме, были учтены в новой редакции проекта акта.
Действующей редакцией Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) предусматривается подача в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии в форме электронных документов. При этом проектом акта предусматривается подача документов в том числе на бумажном носителе (непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).
Вместе с тем отмечаем, что Законом N 99-ФЗ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ) предусмотрено, что по общему правилу заявление о предоставлении лицензии (заявление о внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов. При этом часть 6 статьи 13 и часть 4 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в редакции Закона N 170-ФЗ, позволяющая подавать в лицензирующий орган документы на бумажном носителе, являются исключением из общего правила, и указанные нормы целесообразно реализовывать в исключительных случаях при наличии соответствующего обоснования.
В связи с этим полагаем целесообразным обосновать необходимость данного изменения.
9. Обращаем внимание, что Законом N 170-ФЗ корректируется наименование лицензируемого вида деятельности. Так, в пункте 45 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ в редакции Закона N 170-ФЗ в наименовании лицензируемого вида деятельности слова "и в смежных" заменяются словами "и смежных".
10. Корреспондирующие изменения целесообразно внести в проект акта (в том числе в наименование).
11. Также информируем, что положениями о лицензировании в соответствии с Законом N 99-ФЗ в редакции Закона N 170-ФЗ могут быть урегулированы: дополнительные требования к порядку организации и проведения оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям (в рамках предоставления государственных услуг) в части, не противоречащей Закону N 99-ФЗ в редакции Закона N170-ФЗ; случаи, в которых допускается не проводить оценку соответствия лицензиата лицензионным требованиям в рамках процедуры внесения изменений в реестр лицензий при изменении мест осуществления лицензируемого вида деятельности или перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе лицензируемого вида деятельности; порядок привлечения к осуществлению оценки соответствия соискателя лицензии и лицензиата экспертов и экспертных организаций; возможность проведения оценки соответствия соискателя лицензии и лицензиата с использованием средств дистанционного взаимодействия; возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранными юридическими лицами. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут быть урегулированы иные вопросы.
Полагаем целесообразным проанализировать необходимость внесения соответствующих изменений в проект акта.
В случае учета указанных замечаний может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, проект акта содержит отдельные юридико-технические недочеты, которые могут быть сообщены в рабочем порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.