Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее"
(подготовлен Минпромторгом России 08.07.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1643; 2017, N 20, ст. 2920; 2020, N 52, ст. 8842).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" 2021 г. N___
Изменения,
которые вносятся в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее
1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, осуществляемых юридическими лицами на территории Российской Федерации, а также порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники.
Деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, составляют работы и услуги по перечню согласно приложению (далее - перечень).".
2. В пункте 4 слова "частью 11" заменить словами "частью 10".
3. В пункте 6, 8 слова "переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии)" заменить словами "внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий)".
4. Пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и необходимых для получения лицензии (внесения изменений в реестр лицензий) документов, их прием лицензирующими органами, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии направляет в форме электронных документов (пакета электронных документов). Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и (или) информацию ограниченного распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, соискатель лицензии (лицензиат) вправе предоставить на бумажном носителе непосредственно в лицензирующий орган или направить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (не позднее дня поступления в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий)."
5. Пункт 11 признать утратившим силу.
6. Пункт 12 изложить в новой редакции:
"12. За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За внесение изменений в реестр лицензий уплачивается государственная пошлина за внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах."
7. Нумерационный заголовок приложения к указанному Положению изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1 к Положению о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее".
8. Дополнить приложением N 2 следующего содержания:
"Приложение N 2
к Положению о лицензировании разработки,
производства, испытания и ремонта авиационной
техники, за исключением беспилотных
авиационных систем и (или) их элементов,
включающих беспилотные гражданские воздушные
суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов
и менее
Положение
о федеральном государственном лицензионном контроле (надзоре) за деятельностью по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (далее - лицензионный контроль).
2. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, организацией и проведением проверок лицензиатов, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3. Предметом лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами, имеющими лицензию (далее - лицензиаты) установленных пунктом 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (далее - Положение о лицензировании) лицензионных требований, а также исполнение лицензиатами решений контрольного органа, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (далее - контрольные мероприятия).
4. Объектом лицензионного контроля является деятельность, осуществляемая лицензиатами, по:
разработке авиационной техники;
проведению научно-исследовательских работ в области авиационной техники, в том числе с применением методов натурного и математического моделирования;
проведению опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации, модификации авиационной техники;
проведению опытно-технологических работ по созданию авиационных материалов и технологических процессов;
разработке технических предложений по созданию авиационной техники;
разработке макетного образца авиационной техники;
разработке конструкторской документации авиационной техники;
разработке технологической документации авиационной техники;
разработке ремонтной документации авиационной техники;
изготовлению и проведение испытаний опытного образца авиационной техники;
проведению технического контроля (надзора) при производстве и ремонте авиационной техники;
разработке программно-математического обеспечения функционирования авиационной техники;
производству авиационной техники;
модернизации, модификации изделий при производстве авиационной техники;
сборке, настройке и установке изделий авиационной техники при производстве авиационной техники;
подготовке комплектов запасных частей (материалов, полуфабрикатов) авиационной техники, входной контроль, хранение, упаковка, расконсервация, консервация;
производству авиационных материалов для основных силовых элементов конструкции и особо ответственных деталей авиационной техники;
проведению рекламационных работ авиационной техники;
проведению работ по установлению и продлению ресурсов (сроков службы) авиационной техники;
доработке по бюллетеням разработчика (изготовителя) авиационной техники;
капитальному ремонту авиационной техники;
среднему ремонту, текущему ремонту авиационной техники;
разборке, сборке, настройке, установке и испытанию изделий авиационной техники при ремонте авиационной техники;
оценке технического состояния, дефектация изделий авиационной техники;
испытанию авиационной техники;
разработке программ и методик испытаний авиационной техники;
летным испытаниям авиационной техники, подготовке к летным испытаниям, подготовке и освидетельствованию летного и технического состава;
летным испытаниям авиационной техники с использованием летающих лабораторий;
наземным испытаниям, подготовке и проведению стендовых и лабораторных испытаний, в том числе аэродинамических, прочностных, акустических, на стойкость и устойчивость к внешним воздействующим факторам, испытаниям на надежность авиационной техники;
обработке и анализу результатов испытаний авиационной техники.
5. Контрольным органом, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - контрольный орган).
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных мероприятий, являются Министр промышленности и торговли Российской Федерации, а также уполномоченные заместители Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются следующие должностные лица Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление лицензионного контроля:
руководители структурных подразделений, их заместители, ведущие советники, советники, ведущие консультанты, консультанты.
8. Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, при проведении контрольного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
9. Контрольным органом ведется учет объектов контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
10. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
11. В рамках осуществления лицензионного контроля контрольный орган может проводить следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) консультирование;
в) объявление предостережения;
г) обобщение правоприменительной практики;
д) профилактический визит.
Информирование
12. Контрольный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований к деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
13. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет".
14. Контрольный орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление лицензионного контроля о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных мероприятий, с указанием категории риска;
8) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных мероприятий контрольным органом (при проведении таких мероприятий);
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведения о применении контрольным органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
12) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
13) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
14) доклады о государственном контроле;
15) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Консультирование
15. Должностное лицо контрольного органа по обращениям лицензиатов и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.
16. Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
17. Должностные лица контрольного органа предоставляют консультирование по следующим вопросам:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований;
2) периодичность и порядок проведения контрольных мероприятий;
3) порядок выполнения обязательных требований;
4) выполнение предписания, выданного по итогам контрольного мероприятия.
В случае поступления в контрольный орган 5-ти и более однотипных обращений контролируемых лиц или их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного органа письменных разъяснений по изложенным в обращениях вопросам.
Объявление предостережения
18. При наличии у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный орган в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
19. Контролируемое лицо вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения подать в контрольный орган возражение в отношении указанного предостережения.
В возражении контролируемым лицом указываются:
а) наименование юридического лица;
б) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
в) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
20. Возражения направляются контролируемым лицом в форме электронного документа на адрес электронной почты контрольного органа, либо в бумажном носителе почтовым отправлением, либо посредством личного кабинета контролируемого лица в информационной системе или иными указанными в предостережении способами.
21. Возражение рассматривается в течение двадцати рабочих дней со дня регистрации возражения.
22. По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
1) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;
2) отказать в удовлетворении возражения.
23. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 22 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
24. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в контрольный орган возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем контролируемое лицо уведомляется посредством направления соответствующего уведомления на адрес электронной почты или иным доступным и соответствующим требованиям законодательства способом.
Обобщение правоприменительной практики
25. Доклад о правоприменительной практике по осуществлению лицензионного контроля готовится контрольным органом один раз в год, утверждается приказом руководителя контрольного органа и размещается на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет" в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Утвержденный доклад размещается на официальном сайте контрольного органа в течение 3-х рабочих дней со дня его утверждения.
Профилактический визит
26. Профилактический визит и обязательный профилактический визит проводятся контрольным органом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
27. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Профилактический визит и обязательный профилактический визит (далее - профилактический визит), проводятся контрольным органом в следующем порядке:
1) уполномоченным должностным лицом контрольного органа принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и лица контрольного органа, уполномоченные на его проведение;
2) контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения профилактического визита;
3) в день проведения профилактического визита должностные лица контрольного органа осуществляют выезд к контролируемому лицу, либо осуществляют взаимодействие с контролируемым лицом с использованием видео-конференц-связи. Порядок и способ организации видео-конференц-связи указывается в уведомлении о проведении профилактического визита.
28. Срок проведения профилактического визита составляет один рабочий день.
29. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об периодичности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
30. При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
31. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо (лица) незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
Под непосредственной угрозой причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям понимается нарушение контролируемым лицом прав и законных интересов граждан и организаций, нанесения вреда обороне страны и безопасности государства.
32. По результатам проведенного профилактического визита уполномоченным должностным лицом контрольного органа составляется отчет, который направляется должностному лицу контрольного органа, принявшему решение о его проведении.
III. Проведение контрольных мероприятий
33. Лицензионных контроль осуществляется посредством проведения следующих внеплановых контрольных мероприятий:
1) документарных проверок;
2) выездных проверок.
22. При проведении документарных проверок могут совершаться следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
34. При проведении выездных проверок могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
35. При наблюдении за соблюдением обязательных требований совершаются контрольные действия, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
36. Плановые контрольные мероприятия не проводятся.
37. В решении о проведении контрольного мероприятия, указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
38. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах десяти рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
По окончании проведения контрольного мероприятия составляется акт контрольного мероприятия в порядке, установленном статьей 87 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
39. При проведении выездной проверки для фиксации должностными лицами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Лицензиат в обязательном порядке уведомляется о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований.
Если в ходе контрольных действий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в протоколах соответствующих контрольных действий (в случае их составления), а также в акте контрольного мероприятия.
Материалы, являющиеся доказательствами нарушения лицензионных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного мероприятия.
40. Выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Документарная проверка, наблюдение за соблюдением лицензионных требований проводятся без согласования с органами прокуратуры.
41. Если основанием для проведения выездной проверки являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению выездной проверки незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта лицензионного контроля в порядке, определенном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
42. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, контролируемое лицо вправе в порядке и в срок, установленные статьей 89 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", представить в контрольный орган возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений.
IV. Досудебный порядок подачи жалобы
43. Лицензиат, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вправе обжаловать решения контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, установленном главой 9 указанного федерального закона.
44. Жалоба подается лицензиатом в контрольный орган и рассматривается должностными лицами контрольного органа, уполномоченными на рассмотрение жалоб.
45. Контрольный орган вправе создать из числа его должностных лиц коллегиальный орган для рассмотрения жалоб.
46. Жалобы рассматриваются в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
47. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.