Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации"
(подготовлен Минсельхозом России 09.07.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации" (далее - проект постановления, правила) разработан во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 25 мая 2021 г. N ММ-П11-6471р, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 1 июня 2021 г N АБ-П11-98пр, от 8 июня 2021 г. N АБ-П11-101пр, от 23 июня 2021 г. N АБ-П11-8216 (далее - поручения Правительства Российской Федерации).
Проектом постановления предусмотрена возможность осуществления приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) перерабатывающих организаций по решению Правительства Российской Федерации, а также возможность реализации сельскохозяйственной продукции по решению Правительства Российской Федерации в случае роста цен на сельскохозяйственную продукцию на 10 процентов и выше по сравнению со средней ценой за аналогичные периоды 3 предыдущих лет, скорректированной с учетом инфляции. Указанные решения были поддержаны Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым.
Кроме того, проектом постановления предусмотрено наделение Минсельхоза России полномочиями по определению хозяйствующих субъектов, которым будет реализовываться сельскохозяйственная продукция. В соответствии с принятыми подходами сельскохозяйственную продукцию планируется реализовывать, в отношении зерна - мукомольным и хлебопекарным предприятиям, в отношении сахара - организациям торговли.
Дополнительно предлагается предусмотреть возможность передачи сельскохозяйственной продукции другому хранителю в случае риска снижения количественно-качественной сохранности такой продукции, а также в случае экономической нецелесообразности передачи сельскохозяйственной продукции на хранение другим хранителям, а в соответствии с абзацем первым пункта 18 правил предусмотрена ее реализация не ниже цены закупки, а в случае отсутствия возможности реализации сельскохозяйственной продукции по рыночным ценам в течение 2 месяцев, по цене закупки.
Кроме того, проектом постановления предлагается исключение возможности проведения залоговых операций в отношении сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) переработанной перерабатывающими организациями.
В проекте постановления присутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления разработан в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Финансирование планируется осуществлять в рамках мероприятия по проведению закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ведомственной целевой программы "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса", утвержденной и. о. Министра сельского хозяйства Российской Федерации М.И. Увайдовым 23 апреля 2021 г. N УМ-3061.
Принятие и реализация постановления Правительства Российской Федерации не потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета, не повлекут изменения объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти, не приведут к сокращению доходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления не противоречит положениям пункта 6 приложения N 29 "Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства" к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минсельхозу России также было необходимо представить предложения по доработке механизма государственных интервенций.
Во исполнении указанных поручений Минсельхозом России предложено доработать существующий механизм государственных интервенций на рынке зерна, в целях оказания поддержки производителей муки в условиях нестабильной экономической ситуации.
Минсельхозом России предложено сформировать неснижаемый запас зерна интервенционного фонда в размере трех миллионов тонн, что соответствует двух - трех месячной потребности в зерне у производителей муки.
Кроме того, в целях обеспечения бесперебойных поставок сахара и стабилизации ценовой ситуации предложено создание аналогичного инструмента по сахару. В указанных целях предложено сформировать интервенционный фонд сахара белого в размере 250 тыс. тонн.
Закупку зерна и сахара белого в интервенционный фонд предложено осуществлять в 2022-2023 годах по решению Правительства Российской Федерации при благоприятных рыночных условиях.
Для эффективной реализации механизма государственных интервенций в целях стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке, а также исполнения вышеуказанных поручений Правительства Российской Федерации потребуется выделение дополнительных ассигнований федерального бюджета в 2023-2024 годах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.