Проект Приказа Министерства науки и высшего образования РФ "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 15.07.2021 г.)
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2014, N 49, ст. 6928) и подпунктом 4.2.68 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851), приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации о признании утратившими силу приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2015 г., регистрационный N 40000) и от 18 августа 2016 г. N 1065 "О внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2016 г., регистрационный N 43524).
Министр |
В.Н. Фальков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от "___"2021 г. N___
Порядок
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в установленной сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
1. Настоящий Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в установленной сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Порядок) устанавливает правила, которые основываются на идеях разумного приспособления и универсального дизайна, определяемых статьей 2 Конвенции о правах инвалидов.
Настоящий Порядок разработан на основании Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ и Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Под объектом в настоящем Порядке понимается отдельно стоящее здание и сооружение (комплекс зданий и сооружений) целевого назначения: использование для предоставления инвалидам услуг в сфере высшего образования и науки. Под комплексом зданий и сооружений понимаются несколько зданий, представляющих собой единое целое и связанных крытыми переходами, по которым можно передвигаться по всем зданиям комплекса без выхода на улицу.
Условия по обеспечению доступа к объектам культурного наследия (периодичность, длительность и иные характеристики доступа) устанавливаются в Охранном обязательстве собственника, а также с учетом вида объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, категории его историко-культурного значения, предмета охраны, физического состояния объекта культурного наследия, требований к его сохранению, характера современного использования данного объекта культурного наследия, включенного в реестр. Объекты, в отношении которых в охранные свидетельства внесено требование по обеспечению доступа населения, должны быть доступны для основных категорий инвалидов.
Настоящий порядок не распространяется на объекты хозяйственного назначения (котельные, электроподстанции и т.п.).
2. Настоящий порядок устанавливает:
1) обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов и сами объекты, подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство, Минобрнауки России), Министерству, его территориальным органам и подведомственным организациям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования и науки, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования и науки, а также иным организациям, независимо от их организационно-правовых форм, предоставляющим услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Минобрнауки России (далее соответственно - объекты, органы, организации*(1)), используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам;
2) обеспечение условий доступности информации (включая средства информации для ориентации и навигации инвалидов на объектах);
3) обеспечение условий доступности услуг в сфере высшего образования и науки.
3. С целью обеспечения беспрепятственного доступа на территорию объектов, доступности информации и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки органы и организации обеспечивают инвалидам создание условий, указанных в п.2 настоящего Порядка, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
4. Условия беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов, используемых для предоставления услуг в сфере высшего образования и науки, включают доступность территорий, прилегающих к зданиям органов и организаций, которая обеспечивается оборудованием входных групп для возможности беспрепятственного входа на объекты и выхода из них.
5. Условия доступности информации на объектах, используемых для предоставления услуг в сфере высшего образования и науки, предусматривают обеспечение средствами информации для ориентации и навигации инвалидов на объектах, включая дублирование для инвалидов по слуху звуковой информации - зрительной информацией и для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также доступность информации, представленной в цифровом виде, включая доступность электронной информационно-образовательной среды, библиотечных фондов.
6. Условия доступности услуг в сфере высшего образования и науки включают:
- доступность путей движения внутри зданий;
- доступность санитарно-гигиенических помещений;
- доступность гардероба;
- доступность учебных аудиторий и учебных мест для инвалидов (при оказании инвалидам образовательных услуг);
- доступность библиотеки (при оказании инвалидам образовательных услуг), библиотечных фондов;
- доступность электронной информационно-образовательной среды (при оказании инвалидам образовательных услуг);
- доступность помещений для приема пищи (при оказании инвалидам образовательных услуг);
- доступность помещений для проведения культурно-массовых мероприятий (при оказании инвалидам образовательных услуг);
- доступность помещений для занятий физической культурой и спортом (при оказании инвалидам образовательных услуг);
- доступность общежитий для проживания обучающихся с инвалидностью.
7. Минимальные требования обеспечения условий доступности объектов, информации и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки, указанные в п.4-6 настоящего Порядка приведены в Приложении 1.
При отсутствии в организации обучающихся с инвалидностью обеспечиваются минимальные требования к соблюдению условий доступности не менее чем на одном объекте, предназначенном для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса, в котором соблюдаются минимальные требования в соответствии с пунктом 1 Приложения 1.
При наличии в организации обучающихся с инвалидностью с соответствующим видом нарушений здоровья (нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата) обеспечиваются минимальные требования к соблюдению условий доступности не менее чем на одном объекте, предназначенном для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса, в котором соблюдаются минимальные требования в соответствии с пунктом 1 Приложения 1, а также не менее чем в одном здании, предназначенном для реализации образовательных программ, в соответствии с пунктом 2 Приложения 1. В одном здании могут предоставляться услуги, как не связанные с реализацией образовательного процесса инвалидов, так и обеспечиваться реализация образовательных программ для инвалидов.
При отсутствии возможности соблюдения одного или нескольких минимальных требований на одном или нескольких объектах органы и организации обеспечивают соблюдение данных условий в альтернативных формах (в соответствии с п.13 настоящего Порядка)
8. Кроме условий доступности услуг в сфере высшего образования и науки, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, органами и организациями обеспечиваются условия их доступности для инвалидов, предусмотренные:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. N 301 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июля 2017 г., регистрационный N 47415);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 1259 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2014 г., регистрационный N 31137);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 1258 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2014 г., регистрационный N 31136);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающим в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 января 2015 г. N1 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2015 г., регистрационный N 36918);
Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2017 г. N 13 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2017 г., регистрационный N 45843);
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 636 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38132);
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2016 г. N 227 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2016 г., регистрационный N 41754);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N59778);
Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. N 1076 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N59805);
Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
9. Органами и организациями осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг в сфере высшего образования и науки, с соблюдением требований к их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2014, N 49, ст. 6928), пунктом 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465; N 40, ст. 5568).
10. При предоставлении услуг в сфере высшего образования и науки в арендуемых объектах, а также объектах, находящихся в безвозмездном пользовании, которые невозможно полностью адаптировать к потребностям инвалидов, органы и организации принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем или ссудодателем соответственно по включению в договоры условий о выполнении сторонами договора требований по обеспечению условий доступности объекта для инвалидов, при этом ответственность за выполнение данных требований несет орган или организация в соответствии с законодательством РФ.
11. Органы и организации в целях определения уровня соответствия требованиям условий, установленным пп. 4-7 настоящего Порядка, и мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере высшего образования и науки проводят обследование объектов и предоставляемых на них услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере высшего образования и науки (далее соответственно - обследование, паспорт доступности).
12. Обследование объекта, предоставляемых на нем услуг в сфере высшего образования и науки и обновление паспорта доступности производится также не позднее шести месяцев после завершения капитального ремонта, реконструкции или модернизации объекта, а также изменения условий доступности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обновление паспортов доступности, утвержденных до принятия настоящего Порядка, проводится по мере поэтапного повышения уровня доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере высшего образования и науки.
13. При невозможности обеспечения перечисленных в п. 4-7 условий на всех или некоторых объектах органы и организации на основе паспорта доступности создают локальный нормативный акт с указанием альтернативных форм предоставления данных условий.
14. Паспорт доступности объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере высшего образования и науки содержит следующие разделы:
краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере высшего образования и науки;
оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов с использованием показателей, предусмотренных подпунктом "1)" пункта 16 настоящего Порядка;
оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов информации с использованием показателей, предусмотренных подпунктом "2)" пункта 16 настоящего Порядка;
оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов услуг в сфере высшего образования и науки с использованием показателей, предусмотренных подпунктом "3)" пункта 16 настоящего Порядка;
предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов, доступности для них информации и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
сведения о выполнении работ, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов, доступности для них информации и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Примерная форма Паспорта доступности представлена в Приложении 2.
15. Для проведения обследования распорядительным актом органа или организации создается комиссия по проведению обследования объектов и предоставляемых на них услуг в сфере высшего образования и науки (далее - комиссия), утверждаются ее состав и план-график проведения обследования, а также организуется работа комиссии.
В состав комиссии включаются (по согласованию) уполномоченные представители общественных объединений инвалидов, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования по месту нахождения объекта и/или являющегося обучающимся или работником органа или организации.
В состав комиссии в отношении объектов культурного наследия включается (по согласованию) уполномоченный представитель органа охраны объектов культурного наследия.
16. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере высшего образования и науки осуществляется с использованием следующих показателей:
1) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов беспрепятственного доступа на территорию объектов:
удельный вес объектов, используемых для предоставления услуг в сфере высшего образования и науки, введенных в эксплуатацию в период с 1 июля 2016 г. и полностью соответствующих минимальным требованиям к обеспечению беспрепятственного доступа на территорию объектов (Приложение 1), в общем количестве объектов, введенных в эксплуатацию в указанный период, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
удельный вес объектов, которые в результате проведения на них в период с 1 июля 2016 г. капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют минимальным требованиям к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа на территорию объектов (Приложение 1), в общем количестве объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию в указанный период, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
удельный вес объектов, доступность которых для инвалидов не может быть обеспечена в полном объеме до проведения капитального ремонта или реконструкции, и на которых обеспечивается доступ инвалидов к месту предоставления услуг, предоставление услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, услуг по месту жительства инвалидов, в общем количестве объектов, доступность которых для инвалидов не может быть обеспечена в полном объеме до проведения капитального ремонта или реконструкции объектов, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
2) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов информации:
удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации в соответствии с минимальными требованиями их доступности (Приложение 1), необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности, в общем количестве объектов, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
3) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов услуг в сфере высшего образования и науки:
удельный вес объектов, полностью обеспеченных доступом для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в общем числе имеющихся у организации объектов, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
удельный вес объектов, полностью обеспеченных доступом для инвалидов с нарушениями зрения, в общем числе имеющихся у организации объектов, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
удельный вес объектов, полностью обеспеченных доступом для инвалидов с нарушениями слуха, в общем числе имеющихся у организации объектов, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
удельный вес объектов, полностью обеспеченных доступом для инвалидов, в общем числе объектов, в которых может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг в сфере высшего образования и науки;
доля работников органов и организаций, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, прошедших инструктирование и (или) обучение по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего числа работников органов и организаций, участвующих в предоставлении услуг в сфере высшего образования и науки.
При невозможности обеспечения условий доступности (по п.13) для оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере высшего образования и науки организацией или органом могут вводиться дополнительные показатели с учетом альтернативных форм предоставления условий.
17. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, в том числе:
по созданию условий доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере высшего образования и науки в соответствии с частью четвертой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае невозможности полностью адаптировать объект к потребностям инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;
по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня доступности объекта и предоставляемых на нем для инвалидов услуг в сфере высшего образования и науки;
по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов с целью обеспечения их полного соответствия требованиям доступности для инвалидов.
Указанные предложения разрабатываются с учетом положений об обеспечении разумного приспособления Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 468) и включаются в паспорт доступности.
18. Паспорт доступности объекта органа или организации утверждается руководителем органа или организации и в течение 10 рабочих дней после утверждения размещается на официальном сайте организации и при необходимости предоставляется:
федеральной государственной организацией - в федеральный государственный орган, осуществляющий функции учредителя;
государственной организацией, находящейся в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, - в указанный орган;
частной организацией - в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта.
19. В случае если предоставление услуги в сфере высшего образования и науки осуществляется в арендуемом или находящемся в безвозмездном пользовании помещении (объекте), в состав комиссии включается представитель собственника помещения (объекта) (далее - представитель собственника). При этом в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются предложения представителя собственника, которые вытекают из обязанности собственника обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с частью четвертой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
20. Органы и организации с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, а также на основании паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894; 2018, N 50, ст. 7755).
21. Органы и организации:
определяют должностных лиц, ответственных за организацию работы по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг;
организуют инструктирование и (или) обучение должностных лиц, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг;
в случаях, не урегулированных настоящим Порядком, руководствуются действующим законодательством Российской Федерации с учетом приоритетности принципа разумного приспособления для создания условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Приложение 1
Минимальные требования обеспечения условий доступности объектов, информации и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки
При отсутствии обучающихся с инвалидностью в организации |
1. Наличие не менее одного объекта, предназначенного для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса, в котором соблюдаются: |
||
Минимальные требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов органов и организаций: |
Минимальные требования доступности услуг в сфере высшего образования и науки: |
Минимальные требования доступности информации: |
|
- не менее одного доступного входа в объекта с достаточной шириной дверных проемов и отсутствием порогов (при необходимости оснащенного пандусом с поручнями и противоскользящим покрытием или противоскользящими накладками, контрастной маркировкой стеклянных входных дверей и лестниц, кнопкой вызова); - наличие входа, доступного для инвалидов по зрению с собакой-проводником.
|
- возможность беспрепятственного передвижения внутри здания, в том числе по лестничным проемам объекта для лиц, передвигающихся на кресле-коляске, которая в случае отсутствия лифтов может быть реализована за счет использования лестничного подъемника или дублирования лестниц пандусами с поручнями;
- возможность беспрепятственного передвижения внутри здания инвалидов по зрению с собакой-проводником;
- контрастная маркировка стеклянных дверей, путей перемещения и лестниц внутри здания в местах, где может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг;
- наличие достаточной ширины дверных проемов в административно-управленческих помещениях и помещениях общественного пользования, где может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг, не связанных с образовательным процессом;
- наличие не менее одного специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения в здании органа и организации;
- возможность получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов;
- возможность предоставления, при необходимости, инвалидам с нарушением слуха или одновременным нарушением слуха и зрения, закрепленной в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА), услуг с использованием русского жестового языка с привлечением сурдопереводчика / тифлосурдопереводчика, в том числе в рамках соглашения с соответствующей организацией (при отсутствии предоставления указанной возможности - в альтернативной форме в соответствии с п.9 настоящего Порядка);
- наличие специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией) |
наличие и понятность навигации внутри организации (средства навигации с информацией о путях следования к помещениям (таблички, стенды и пр.);
- дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации: а) дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации о назначении помещений знаками, выполненными на контрастном фоне рельефно-графическим и рельефно-точечным шрифтом Брайля; б) наличие специальных технических средств и систем, обеспечивающих восприятие информации людьми с нарушениями слуха
- обеспечение доступности официального сайта организации. |
|
При наличии обучающихся с инвалидностью в организации с соответствующим видом нарушений здоровья (нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата) |
2. Наличие не менее одного здания, доступного для инвалидов и предназначенного для получения услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса инвалидов, в котором соблюдаются минимальные требования п.1 настоящего Приложения, а также не менее одного здания*, предназначенного для реализации образовательных программ для инвалидов основных нозологических групп (нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). Возможно обеспечение доступности: - в одном здании для инвалидов всех указанных нозологических групп; - в нескольких зданиях отдельно для каждой из указанных нозологических групп; - в нескольких зданиях для одной или нескольких из указанных нозологических групп.
*Примечание: - в одном здании могут предоставляться услуги, как не связанные с реализацией образовательного процесса инвалидов, так и обеспечиваться реализация образовательных программ для инвалидов - при отсутствии возможности соблюдения одного или нескольких минимальных требований на одном или нескольких объектах органы и организации обеспечивают соблюдение данных условий в альтернативных формах (в соответствии с п.13 настоящего Порядка) |
||
2.1. Наличие здания, предназначенного для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в котором соблюдаются: | |||
Минимальные требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов органов и организаций: |
Минимальные требования доступности услуг в сфере высшего образования и науки: |
Минимальные требования доступности информации: |
|
- не менее одного доступного входа в объекта с достаточной шириной дверных проемов и отсутствием порогов, оснащенного пандусом с поручнями и противоскользящим покрытием или противоскользящими накладками, контрастной маркировкой стеклянных входных дверей и лестниц, кнопкой вызова; - наличие информационной пиктограммы о доступности здания для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- выделенные парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов (при наличии собственной территории, прилегающей к объекту оказания услуги, достаточной для их размещения).
|
- возможность беспрепятственного передвижения внутри здания, в том числе по лестничным проемам здания (в случае отсутствия лифтов - за счет использования лестничного подъемника или дублирования лестниц пандусами с поручнями);
- наличие достаточной ширины дверных проемов в учебных помещениях (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, лабораториях, библиотеке, помещениях для самостоятельной работы и пр.), где реализуется предоставление образовательных услуг, а также в помещениях общего пользования (столовая, гардероб, актовый зал и пр.), где может находиться инвалид в связи с предоставлением образовательных услуг;
- обеспечение специальными техническими средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией);
- наличие возможности предоставления услуг с использованием дистанционных образовательных технологий;
- наличие возможности в местах, предназначенных для зоны отдыха, выделение не менее одного места для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, с обеспечением свободного подъезда и маневрирования;
- наличие доступного санитарно-гигиенического помещения в здании для обучающихся, передвигающихся на кресле-коляске;
- наличие в библиотеке, гардеробе, столовых и пр. помещениях, где предусмотрена зона обслуживания обучающихся, зоны с заниженными рабочими поверхностями (стойки выдачи книг, столов индивидуального пользования, прилавков, окон кассы, справочных мест и других барьеров, расположенных в местах получения услуги);
- обеспечение помощи персонала при затруднении доступа инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, к зоне приема пищи;
- наличие возможности получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов.
доступность общежитий: - наличие не менее чем в одном из общежитий зоны для проживания инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, обеспеченной доступной взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями (группами помещений);
- наличие не менее одного специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения для проживающих из числа обучающихся, передвигающихся на кресле-коляске;
- наличие не менее одного специально оборудованного места в душевой;
доступность помещения для проведения культурно-массовых мероприятий - наличие не менее чем в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, мест для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, расположенных на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с входом в указанное помещение;
- обеспечение доступа для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, на эстраду, сцену (при наличии).
доступность помещений для занятий физической культурой и спортом - наличие специально оборудованного спортивного комплекса/зала, оснащенного доступной входной группой, специально оборудованным санитарно-гигиеническим помещением, душевой и помещением для переодевания или наличие соглашения с соответствующей организацией, в которой эти условия обеспечены;
- оборудование в отдельных помещениях или существующих спортивных залах (при необходимости) площадок (в помещениях и/или на открытом воздухе) специализированными тренажерами, тренажерами общеукрепляющей направленности, фитнес-тренажерами. |
- наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и специальных условиях обучения;
- наличие и понятность навигации внутри организации (средства навигации с информацией о путях следования к учебным аудиториям и помещениям (таблички, стенды и пр.). |
|
2.2. Наличие здания, предназначенного для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением зрения, в котором соблюдаются: | |||
Минимальные требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов органов и организаций: |
Минимальные требования доступности услуг в сфере высшего образования и науки: |
Минимальные требования доступности информации: |
|
- не менее одного входа, оснащенного маркировкой стеклянных входных дверей и лестниц, а также кнопкой вызова;
- наличие информационных пиктограмм о доступности территории и здания для инвалидов с нарушением зрения;
- наличие тактильно-контрастных наземных указателей (при наличии собственной территории, прилегающей к объекту оказания услуги);
- наличие входа, доступного для инвалидов по зрению с собакой-проводником;
- выделенные парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов (при наличии собственной территории, прилегающей к объекту оказания услуги, достаточной для их размещения).
|
- возможность беспрепятственного передвижения внутри здания, в том числе по лестничным проемам здания за счет использования лифта и (или) тактильно-контрастных напольных указателей, контрастной окраски лестниц и дверей внутри здания на этажах, где расположены учебные помещения, в которых осуществляется образовательный процесс обучающихся с нарушением зрения;
- выделение первых столов в ряду у окна и в среднем ряду в учебных помещениях, в которых осуществляется образовательный процесс, для обучающихся с нарушением зрения;
- наличие возможности получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов;
- обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды и программного обеспечения при оказании услуг с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- возможность беспрепятственного передвижения внутри здания инвалидов по зрению с собакой-проводником;
- обеспечение (при необходимости) возможности для выгула собаки-проводника обучающегося, являющегося слепым и находящимся в здании в часы обучения, на территории, прилегающей к объекту оказания услуги (предоставление возможности выгула собаки-проводника орган или организация определяет самостоятельно);
- обеспечение специальными техническими средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с нарушением зрения (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией);
- наличие возможности предоставления услуг с использованием дистанционных образовательных технологий;
- наличие не менее одного специально оборудованного места в компьютерном классе, в котором осуществляется образовательный процесс обучающихся с нарушением зрения, а также в библиотеке с установленным специальным программным обеспечением или возможностью его установки пользователем и работы с ними без помехи для окружающих;
- обеспечение доступности санитарно-гигиенических помещений общего пользования для обучающихся с нарушением зрения;
доступность общежитий: - наличие не менее чем в одном из общежитий зоны для проживания инвалидов с нарушением зрения, обеспеченной доступной взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями (группами помещений);
- наличие не менее одного доступного санитарно-гигиенического помещения проживающих инвалидов с нарушением зрения;
- наличие не менее одного специально оборудованного места в душевой.
доступность помещения для проведения культурно-массовых мероприятий - наличие не менее чем в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, мест для инвалидов с нарушением зрения с обеспечением возможности аудиокомментирования;
- обеспечение свободного прохода в одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, и достаточного пространства между рядами для размещения зрителей с нарушением зрения;
- обеспечение доступа для инвалидов с нарушением зрения на эстраду, сцену (при их наличии).
доступность помещений для занятий физической культурой и спортом - наличие специально оборудованного спортивного комплекса/зала, оснащенного доступной входной группой, специально оборудованным санитарно-гигиеническим помещением, душевой и помещением для переодевания или наличие соглашения с соответствующей организацией, в которой эти условия обеспечены;
- оборудование в отдельных помещениях или существующих спортивных залах (при необходимости) площадок (в помещениях и/или на открытом воздухе) специализированными тренажерами, тренажерами общеукрепляющей направленности, фитнес-тренажерами. |
- наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушением зрения и специальных условиях обучения;
- обеспечение доступности официального сайта организации, электронной информационно-образовательной среды;
- предоставление в доступной форме информации о помещениях в здании, в том числе с использованием современных инструментов навигации;
- наличие систем радиоинформирования и ориентирования инвалидов с нарушением зрения.
|
|
2.3. Наличие здания, предназначенного для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением слуха, в котором соблюдаются: | |||
Минимальные требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов органов и организаций: |
Минимальные требования доступности услуг в сфере высшего образования и науки: |
Минимальные требования доступности информации: |
|
- наличие информационных пиктограмм о доступности территории и здания для инвалидов с нарушением слуха. |
- возможность предоставления, при необходимости, инвалидам с нарушением слуха или одновременным нарушением слуха и зрения, закрепленной в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА), услуг с использованием русского жестового языка с привлечением сурдопереводчика / тифлосурдопереводчика, в том числе в рамках соглашения с соответствующей организацией (при отсутствии предоставления указанной возможности - в альтернативной форме в соответствии с п.9 настоящего Порядка);
- обеспечение специальными техническими средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с нарушением слуха (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией);
- наличие возможности предоставления услуг с использованием дистанционных образовательных технологий;
- наличие возможности получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов;
- выделение первых столов в ряду у окна и в среднем ряду в учебных помещениях, в которых осуществляется образовательный процесс, для обучающихся с нарушением слуха;
доступность помещения для проведения культурно-массовых мероприятий - наличие не менее чем в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. |
- наличие информационных терминалов/киосков, информационных табло типа "бегущая строка", иных устройств с текстовым выходом для инвалидов с нарушением слуха;
- наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушением слуха и специальных условиях обучения;
- наличие световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций; |
Приложение 2
Примерная форма Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере высшего образования и науки
|
УТВЕРЖДАЮ
Наименование органа или организации Должность руководителя Подпись и ФИО руководителя Дата утверждения (число, месяц, год) |
ПАСПОРТ
доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере высшего образования и науки _________________________________________________________________________
(полное наименование органа или организации)
I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НЕМ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
1.1. Сведения об органе или организации:
Наименование органа или организации, которая предоставляет услугу населению, (полное наименование - согласно Уставу, сокращённое наименование):
___________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения органа или организации:
___________________________________________________________________________________
Сфера деятельности органа или организации:
___________________________________________________________________________________
1.2. Сведения об объекте:
Наименование предоставляемой(-мых) на данном объекте услуги (услуг):
___________________________________________________________________________________
Адрес объекта, на котором предоставляется(-ются) услуга (услуги):
___________________________________________________________________________________
Основание для пользования объектом (оперативное управление, аренда, собственность), на котором предоставляется(-ются) услуга (услуги), с указанием реквизитов документа:
___________________________________________________________________________________
Форма собственности объекта (государственная, муниципальная, частная):__________________
Административно-территориальная подведомственность (федеральная, региональная, муниципальная) объекта: _____________________________________________________________
Наименование и адрес вышестоящего(-ей) органа или организации (государственная, муниципальная, частная): ____________________________________________________________
Наименование объекта (при наличии): _________________________________________________
Количество этажей: _________, площадь: ______ кв.м.
Наличие собственной территории, прилегающей к объекту: ____ (да/нет), площадь ___кв.м.
Категории обслуживаемого населения по возрасту (дети, взрослые трудоспособного возраста, пожилые; все возрастные категории): ________________________________________
Категории обслуживаемых инвалидов (инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха): ____________________________________
Наличие обучающихся из числа инвалидов: ____ (да/нет)
II. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ОБЪЕКТА*(2)
N п/п |
Минимальные требования обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов органов и организаций |
Наличие/ отсутствие условий беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объекта, выявленные недостатки |
1 |
2 |
3 |
1 |
здание, предназначенное для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса |
|
1.1 |
не менее одного доступного входа в здание с достаточной шириной дверных проемов и отсутствием порогов (при необходимости оснащенного пандусом с поручнями и противоскользящим покрытием или противоскользящими накладками, контрастной маркировкой стеклянных входных дверей и лестниц, кнопкой вызова) |
|
2 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов основных нозологических групп (нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата) |
|
2.1 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата |
|
2.1.1 |
- не менее одного доступного входа в здание с достаточной шириной дверных проемов и отсутствием порогов, оснащенного пандусом с поручнями и противоскользящим покрытием или противоскользящими накладками, контрастной, контрастной маркировкой стеклянных входных дверей и лестниц, кнопкой вызова |
|
2.1.2 |
- наличие информационной пиктограммы о доступности здания для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата |
|
2.1.3 |
выделенные парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов (при наличии собственной территории, прилегающей к объекту оказания услуги, достаточной для их размещения) |
|
2.2 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением зрения |
|
2.2.1 |
- не менее одного входа, оснащенного маркировкой стеклянных входных дверей и лестниц, а также кнопкой вызова; |
|
2.2.2 |
- наличие информационных пиктограмм о доступности территории и здания для инвалидов с нарушением зрения; |
|
2.2.3 |
- наличие тактильно-контрастных наземных указателей (при наличии собственной территории, прилегающей к объекту оказания услуги); |
|
2.2.4 |
- выделенные парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов (при наличии собственной территории, прилегающей к объекту оказания услуги, достаточной для их размещения). |
|
2.2.5 |
- наличие входа, доступного для инвалидов по зрению с собакой-проводником |
|
2.2.6 |
- предоставление в доступной форме информации о помещениях в здании, в том числе с использованием современных инструментов навигации |
|
2.2.7 |
- наличие доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории органа/ организации |
|
2.3 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением слуха |
|
2.3.1 |
- наличие информационных пиктограмм о доступности территории и здания для инвалидов с нарушением слуха |
|
Итоговое заключение об обеспечении условий беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объекта ________________________________________________________________
III. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ*(3)
N п/п |
Минимальные требования доступности информации |
Наличие/ отсутствие условий доступности информации для инвалидов, выявленные недостатки |
1 |
2 |
3 |
1 |
здание, предназначенное для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса |
|
1.1 |
наличие и понятность навигации внутри организации (средства навигации с информацией о путях следования к помещениям (таблички, стенды и пр.) |
|
1.2 |
дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации: |
|
а) дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации о назначении помещений знаками, выполненными на контрастном фоне рельефно-графическим и рельефно-точечным шрифтом Брайля |
|
|
б) наличие специальных технических средств и систем, обеспечивающих восприятие информации людьми с нарушениями слуха |
|
|
1.3 |
обеспечение доступности официального сайта организации |
|
2 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов основных нозологических групп (нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата) |
|
2.1 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата |
|
2.1.1 |
- наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и специальных условиях обучения; |
|
2.1.2 |
- наличие и понятность навигации внутри организации (средства навигации с информацией о путях следования к учебным аудиториям и помещениям (таблички, стенды и пр.). |
|
2.2 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением зрения |
|
2.2.1 |
информации о доступности организации для инвалидов с нарушением зрения и специальных условиях обучения; |
|
2.2.2 |
наличие в доступной форме информации о помещениях в здании, в том числе с использованием современных инструментов навигации; |
|
2.2.3 |
наличие систем радиоинформирования и ориентирования инвалидов с нарушением зрения. |
|
2.2.4 |
обеспечение доступности официального сайта организации |
|
2.3 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением слуха |
|
2.3.1 |
наличие информационных терминалов/киосков, информационных табло типа "бегущая строка", иных устройств с текстовым выходом для инвалидов с нарушением слуха |
|
2.3.2 |
наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушением слуха и специальных условиях обучения |
|
2.3.3 |
наличие световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций |
|
Итоговое заключение об обеспечении условий доступности информации для инвалидов __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
IV. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ*(4)
N п/п |
Минимальные требования доступности услуг в сфере высшего образования и науки |
Наличие/ отсутствие условий доступности информации для инвалидов, выявленные недостатки |
1 |
2 |
3 |
1 |
здание, предназначенное для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса |
|
1.1 |
возможность беспрепятственного передвижения внутри здания, в том числе по лестничным проемам корпуса для лиц, передвигающихся на кресле-коляске, которая в случае отсутствия лифтов может быть реализована за счет использования лестничного подъемника или дублирования лестниц пандусами и поручнями |
|
1.2 |
контрастная маркировка стеклянных дверей, путей перемещения и лестниц внутри здания в местах, где может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг |
|
1.3 |
наличие дверных проемов достаточной ширины в административно-управленческих помещениях и помещениях общественного пользования, где может находиться инвалид в связи с предоставлением услуг, не связанных с образовательным процессом |
|
1.4 |
наличие не менее одного специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения в здании органа и организации |
|
1.5 |
возможность получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов |
|
1.6 |
наличие специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией) |
|
1.7 |
возможность предоставления, при необходимости, инвалидам с нарушением слуха или одновременным нарушением слуха и зрения, закрепленной в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА), услуг с использованием русского жестового языка с привлечением сурдопереводчика / тифлосурдопереводчика, в том числе в рамках соглашения с соответствующей организацией (при отсутствии предоставления указанной возможности - в альтернативной форме в соответствии с п.9 настоящего Порядка) |
|
2 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов основных нозологических групп (нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата) |
|
2.1 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата |
|
2.1.1 |
возможность беспрепятственного передвижения внутри здания, в том числе по лестничным проемам здания (в случае отсутствия лифтов - за счет использования лестничного подъемника или дублирования лестниц пандусами и поручнями); |
|
2.1.2 |
наличие достаточных дверных проемов в учебных помещениях (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, лабораториях, библиотеке, помещениях для самостоятельной работы и пр.), где реализуется предоставление образовательных услуг, а также в помещениях общего пользования (столовая, гардероб, актовый зал и пр.), где может находиться инвалид в связи с предоставлением образовательных услуг; |
|
2.1.3 |
обеспечение специальными техническими средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией); |
|
2.1.4 |
наличие возможности предоставления услуг с использованием дистанционных образовательных технологий; |
|
2.1.5 |
наличие возможности в местах, предназначенных для зоны отдыха, выделение не менее одного места для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, с обеспечением свободного подъезда и маневрирования; |
|
2.1.6 |
наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения в здании для обучающихся, передвигающихся на кресле-коляске; |
|
2.1.7 |
наличие в библиотеке, гардеробе, столовых и пр. помещениях, где предусмотрена зона обслуживания обучающихся, зоны с заниженными рабочими поверхностями (стойки выдачи книг, столов индивидуального пользования, прилавков, окон кассы, справочных мест и других барьеров, расположенных в местах получения услуги); |
|
2.1.8 |
обеспечение помощи персонала при затруднении доступа инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, к зоне приема пищи; |
|
2.1.9 |
наличие возможности получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов. |
|
2.1.10 |
доступность общежитий: |
|
а) наличие не менее чем в одном из общежитий зоны для проживания инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, обеспеченной доступной взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями (группами помещений); |
|
|
б) наличие не менее одного специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения для проживающих из числа обучающихся, передвигающихся на кресле-коляске; |
|
|
в) наличие не менее одного специально оборудованного места в душевой; |
|
|
2.1.11 |
доступность помещения для проведения культурно-массовых мероприятий: |
|
а) наличие не менее чем в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, мест для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, расположенных на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с входом в указанное помещение; |
|
|
б) обеспечение доступа для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, на эстраду, сцену (при наличии). |
|
|
2.1.12 |
доступность помещений для занятий физической культурой и спортом |
|
а) наличие специально оборудованного спортивного комплекса/зала, оснащенного доступной входной группой, специально оборудованным санитарно-гигиеническим помещением, душевой и помещением для переодевания или наличие соглашения с соответствующей организацией, в которой эти условия обеспечены; |
|
|
б) оборудование в отдельных помещениях или существующих спортивных залах (при необходимости) площадок (в помещениях и/или на открытом воздухе) специализированными тренажерами, тренажерами общеукрепляющей направленности, фитнес-тренажерами. |
|
|
2.2 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением зрения |
|
2.2.1 |
возможность беспрепятственного передвижения внутри здания, в том числе по лестничным проемам здания за счет использования лифта и (или) тактильно-контрастных напольных указателей, контрастной окраски лестниц и дверей внутри здания на этажах, где расположены учебные помещения, в которых осуществляется образовательный процесс обучающихся с нарушением зрения |
|
2.2.2 |
возможность беспрепятственного перемещения внутри здания для лиц с инвалидностью по зрению с собакой-поводырем |
|
2.2.3 |
выделение первых столов в ряду у окна и в среднем ряду в учебных помещениях, в которых осуществляется образовательный процесс, для обучающихся с нарушением зрения |
|
2.2.4 |
наличие не менее одного специально оборудованного места в компьютерном классе, в котором осуществляется образовательный процесс обучающихся с нарушением зрения, а также в библиотеке с установленным специальным программным обеспечением или возможностью его установки пользователем и работы с ними без помехи для окружающих |
|
2.2.5 |
наличие возможности получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов |
|
2.2.6 |
обеспечение специальными техническими средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с нарушением зрения (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией) |
|
2.2.7 |
наличие возможности предоставления услуг с использованием дистанционных образовательных технологий; |
|
2.2.8 |
обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды при оказании услуг с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
|
2.2.9 |
наличие не менее одного доступного санитарно-гигиенического помещения общего пользования для обучающихся с нарушением зрения |
|
2.2.7
|
доступность общежитий: |
|
а) наличие не менее чем в одном из общежитий зоны для проживания инвалидов с нарушением зрения, обеспеченной доступной взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями (группами помещений); |
|
|
б) наличие доступного санитарно-гигиенического помещения проживающих инвалидов с нарушением зрения |
|
|
в) наличие не менее одного специально оборудованного места в душевой. |
|
|
2.2.8 |
доступность помещения для проведения культурно-массовых мероприятий: |
|
а) наличие не менее чем в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, мест для инвалидов с нарушением зрения с обеспечением возможности аудиокомментирования; |
|
|
б) обеспечение свободного прохода в одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, и достаточного пространства между рядами для размещения зрителей с нарушением зрения; |
|
|
в) обеспечение доступа для инвалидов с нарушением зрения на эстраду, сцену (при их наличии) |
|
|
2.2.9 |
доступность помещений для занятий физической культурой и спортом: |
|
а) наличие специально оборудованного спортивного комплекса/зала, оснащенного доступной входной группой, специально оборудованным санитарно-гигиеническим помещением, душевой и помещением для переодевания или наличие соглашения с соответствующей организацией, в которой эти условия; |
|
|
б) оборудование в отдельных помещениях или существующих спортивных залах (при необходимости) площадок (в помещениях и/или на открытом воздухе) специализированными тренажерами, тренажерами общеукрепляющей направленности, фитнес-тренажерами. |
|
|
2.3 |
здание, предназначенное для реализации образовательных программ для инвалидов с нарушением слуха |
|
2.3.1 |
возможность предоставления, при необходимости, инвалидам с нарушением слуха или одновременным нарушением слуха и зрения, закрепленной в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА), услуг с использованием русского жестового языка с привлечением сурдопереводчика / тифлосурдопереводчика, в том числе в рамках соглашения с соответствующей организацией (при отсутствии предоставления указанной возможности - в альтернативной форме в соответствии с п.9 настоящего Порядка) |
|
2.3.2 |
обеспечение специальными техническими средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с нарушением слуха (при отсутствии таковых - наличие соглашения об их использовании с соответствующей организацией) |
|
|
наличие возможности предоставления услуг с использованием дистанционных образовательных технологий; |
|
2.3.3 |
наличие возможности получения инвалидами помощи работников организации, в том числе прошедших необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов; |
|
2.3.4 |
выделение первых столов в ряду у окна и в среднем ряду в учебных помещениях, в которых осуществляется образовательный процесс, для обучающихся с нарушением слуха |
|
2.3.5 |
доступность помещения для проведения культурно-массовых мероприятий |
|
наличие не менее чем в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. |
|
Итоговое заключение об обеспечении условий беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объекта _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
V. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО СРОКАМ И ОБЪЁМАМ РАБОТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ОБЪЕКТОВ, ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НИХ ИНФОРМАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ
N п/п |
Предлагаемые управленческие решения по объёмам работ, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами |
Сроки |
Структурное подразделение, ответственное за выполнение |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
N п/п |
Предлагаемые управленческие решения по объёмам работ, необходимых для обеспечения доступности для инвалидов информации в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами |
Сроки |
Структурное подразделение, ответственное за выполнение |
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
N п/п |
Предлагаемые управленческие решения по объёмам работ, необходимых для обеспечения доступности для инвалидов предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами |
Сроки |
Структурное подразделение, ответственное за выполнение |
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
12 |
|
|
|
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
Дата обследования: ________________________________________________________
ФИО, должности и подписи всех членов комиссии________________________________
VI. СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ОБЪЕКТОВ, ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НИХ ИНФОРМАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ.
N п/п |
Управленческие решения по объёмам работ, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на территорию объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами |
Отметка о выполнении |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
N п/п |
Управленческие решения по объёмам работ, необходимых для обеспечения доступности для инвалидов информации в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами |
Отметка о выполнении |
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
|
Управленческие решения по объёмам работ, необходимых для обеспечения доступности для инвалидов предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами |
Отметка о выполнении |
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
Дата: ________________________________________________________
ФИО, должность и подпись ________________________________
-------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 31, ст. 4179; 2019, N 52, ст. 7790)
*(2) При отсутствии обучающихся с инвалидностью в организации информация в обязательном порядке заполняется только по зданию, предназначенному для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса. В случае наличии обучающихся с инвалидностью с соответствующим видом нарушений здоровья в организации информация заполняется в полном объеме.
*(3) При отсутствии обучающихся с инвалидностью в организации информация в обязательном порядке заполняется только по зданию, предназначенному для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса. В случае наличии обучающихся с инвалидностью с соответствующим видом нарушений здоровья в организации информация заполняется в полном объеме.
*(4) При отсутствии обучающихся с инвалидностью в организации информация в обязательном порядке заполняется только по зданию, предназначенному для получения инвалидами услуг, не связанных с реализацией образовательного процесса. В случае наличии обучающихся с инвалидностью с соответствующим видом нарушений здоровья в организации информация заполняется в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.