Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства науки и высшего образования РФ "О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 400"Об утверждении форм сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, технических требований к нему, а также порядка выдачи указанного сертификата"
(подготовлен Минобрнауки России 15.07.2021 г.)
Проект приказа подготовлен в целях реализации статьи 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в редакции Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 412-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).
В проекте приказа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект приказа оказывает влияние на приказ N 400, которым установлены обязательные требования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) в части его вступления в силу.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи положения части 1 не применяются в отношении нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях предупреждения угрозы безопасности государства.
В целях реализации Федерального закона N 412-ФЗ приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации:
от 24 мая 2021 г. N 784 "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения материалов проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации" (далее - постановление N 784);
от 31 мая 2021 г. N 824 "Об утверждении Положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации" (далее - постановление N 824);
от 31 мая 2021 г. N 825 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - постановление N 825);
от 31 мая 2021 г. N 831 "Об утверждении методики расчета стоимости услуги по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и установлении максимального размера такой стоимости" (далее - постановление N 831).
При этом постановления N 784, N 824, N 825 и N 831 вступают в силу с 1 сентября 2021 года.
В связи с изложенным Минобрнауки России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановления N 784, N 824, N 825 и N 831 в части их вступления в силу не с 1 сентября 2021 года, а с 15 июля 2021 года.
Внесение изменений в постановления N 784, N 824, N 825 и N 831 в части их вступления в силу раньше установленного частью 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ срока, руководствуясь частью 2 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, полностью поддержано Минпросвещения России, Рособрнадзором, Росфинмониторингом, МВД России, Минфином России, Минэкономразвития России, ФСБ России.
В связи с тем, что до вступления в силу всех нормативных правовых актов, необходимых для реализации статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 412-ФЗ, реализация указанной статьи в полной мере будет затруднительна, необходимо внесение изменений в приказ N 400 в части его вступления в силу в более ранний срок.
Изменение срока вступления в силу приказа N 400 также обосновано необходимостью непрерывного обеспечения реализации положений миграционной политики.
Непрерывное обеспечение реализации положений миграционной политики неразрывно связано с вопросами безопасности государства, в связи с чем установление в приказе N 400 иного срока его вступления в силу не противоречит требованиям части 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
Проект приказа не оказывает влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.