Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минцифры России "Об утверждении Требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 16 по 29 апреля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/04-21/00115162).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В настоящее время требования к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации установлены в приказе Минкомсвязи России от 21 марта 2016 г. N 113 "Об утверждении Требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации" (далее - Действующие требования).
Действующие требования включены в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467.
На основании представленных разработчиком материалов по предлагаемому регулированию к проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 3 проект акта вступает в силу 1 сентября 2021 года.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В этой связи требование по дате вступления в силу проекта акта, установленное Законом об обязательных требованиях, разработчиком не соблюдено.
Таким образом, учитывая требования Закона об обязательных требованиях, срок вступления в силу проекта акта должен быть установлен не ранее 1 марта 2022 года.
2. Пунктом 15 проекта акта предлагается установить обязательные требования к вводу в эксплуатацию и эксплуатации сети тактовой сетевой синхронизации (далее - ТСС).
Так, параметры сигналов синхронизации в сети ТСС подлежат измерениям при вводе в эксплуатацию сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) и должны поддерживаться оператором связи в процессе эксплуатации сети ТСС с периодичностью не реже чем один раз в три года.
Однако требования к эксплуатации не относятся к предмету проекта акта.
В соответствии с пунктом 2 проекта акта требования распространяются на сети электросвязи, входящие в сети связи общего пользования (далее - ССОП), а также технологические сети электросвязи в случае их присоединения к ССОП в части построения системы тактовой сетевой синхронизации.
Кроме того, обязательное требование по "поддержанию параметров сигналов синхронизации в сети ТСС в процессе эксплуатации сети ТСС с периодичностью не реже чем один раз в три года" не позволяет однозначно определить, предъявляется ли указанное требование ко всему процессу эксплуатации (в таком случае не является очевидным, к чему относится периодичность), либо поддержанием таких параметров фактически является их измерение с периодичностью не реже, чем один раз в три года.
Вместе с тем статьей 4 Закона об обязательных требованиях к принципам установления обязательных требований относится в том числе правовая определенность и системность, однако указанный принцип не соблюден в пункте 15 проекта акта.
Представляется, что нормы проекта акта, относящиеся к вводу в эксплуатацию и к эксплуатации сетей связи, должны найти свое отражение в иных нормативных правовых актах, например, в проектируемом приказе Минцифры России "Об утверждении Требований к эксплуатации и управлению сетями связи, включая обеспечение устойчивого функционирования и информационной безопасности сетей связи и систем управления сетями связи" и приказе Минкомсвязи России от 26 августа 2014 г. N 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию".
На основании изложенного пункт 15 проекта акта подлежит исключению.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
- положения проекта акта не соответствуют Закону об обязательных требованиях;
- о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.