Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минцифры России "Об утверждении Правил применения станций сопряжения спутниковых систем связи и широкополосного доступа в сеть "Интернет" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 29 апреля по 21 мая 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/04-21/00115573).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 21 по 25 июня 2021 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступила позиция Ассоциации операторов телефонной связи, частично учтенная при подготовке настоящего заключения.
На основании представленных разработчиком материалов по предлагаемому регулированию, а также позиций, полученных при проведении публичных консультаций, к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта устанавливаются требования к станциям сопряжения спутниковых систем связи и широкополосного доступа в сеть "Интернет".
Вместе с тем по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, применяемые в настоящее время станции сопряжения не соответствуют указанным требованиям.
Аналогичные позиции были представлены в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, однако комментарии разработчика по существу не были приведены.
Так, например, пунктами 6.14, 6.15 проекта акта устанавливаются требования по внедрению системы проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее - СОРМ) по аналогии с требованиями, установленными для подвижной радиотелефонной связи.
По мнению представителей предпринимательского сообщества, действующий СОРМ на спутниковых сетях потребует модернизации и разработки дополнительных технических решений, а также повлечет необходимость модернизации СОРМ на сетях операторов передачи данных, построенных на базе спутниковых технологий.
При этом разработчиком в сводном отчете не приведена оценка расходов субъектов предпринимательской деятельности на доработку или приобретение нового оборудования, соответствующего проектируемым требованиям.
Вместе с тем требования проекта акта будут применяться в рамках оценки соответствия оборудования, а также проверяться в рамках инспекционного контроля в случаях, когда это предусмотрено схемой сертификации, а сертификаты соответствия действуют от 1 до 3 лет. Таким образом, проектируемые требования фактически будут распространяться как на новые станции сопряжения, о которых упоминается в комментариях разработчика, так и на используемые станции сопряжения.
Кроме того, разработчиком не проведен анализ используемого в настоящее время оборудования, а также его владельцев, в связи с чем в сводном отчете ошибочно указаны субъекты регулирования, а также некорректно приведена оценка их количества.
На основании изложенного считаем необходимым провести анализ применяемых в настоящее время станций сопряжения на предмет их соответствия проектируемых требований и привести дополнительное обоснование.
2. В соответствии с пунктом 2 проект акта устанавливает обязательные требования к параметрам станций сопряжения, применяемых в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования, однако проект акта содержит требования по оборудованию станций сопряжения.
Так, в соответствии с пунктом 6.10 проекта акта станции сопряжения оборудуются техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования в соответствии с Правилами установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 126 "Об установке, эксплуатации и о модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования".
Указанное требование не представляется возможным проверить в рамках проведения процедуры подтверждения соответствия, поскольку оно не относится к предмету проекта акта. В этой связи пункт 6.10 подлежит исключению из проекта акта.
3. В соответствии с пунктом 6.9.2 проекта акта станция сопряжения должна обеспечивать исключение возможности работы абонентских станций на территории Российской Федерации в обход станций сопряжения, расположенных на территории Российской Федерации.
В понимании Правил использования спутниковых сетей связи станция сопряжения обеспечивает организацию доступа абонентов к спутниковой системе связи, взаимодействие между абонентскими станциями спутниковой системы, а также между абонентскими станциями спутниковой системы и оконечным оборудованием.
Фактически предъявляемое требование возлагает на станцию сопряжения функции по обеспечению прохождения трафика между каждым пользователем спутниковой сети связи на территории Российской Федерации, в том числе не являющимся его абонентом, через станции сопряжения, расположенные на территории Российской Федерации, в том числе иные.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 Правил использования спутниковых сетей связи установлен запрет на передачу трафика от пользователя услугами такой связи на территории Российской Федерации через станцию сопряжения российского оператора связи, находящуюся на территории Российской Федерации.
Таким образом, учитывая наличие обязанности у операторов связи по передаче трафика через российский сегмент спутниковой системы, действующее требование представляется достаточным. В этой связи пункт 6.9.2 подлежит исключению.
4. В рамках публичного обсуждения текста проекта акта представлено замечание в отношении требований к функциям контроля и управления станциями сопряжения, предусмотренных приложением N 4. При этом по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, пункты 3 и 4 приложения N 4 применимы только к сетям, построенным по технологии VSAT, и только к абонентским станциям, но не станциям сопряжения.
При этом пунктом 3 проекта акта предусмотрено исключение из действия проектируемых требований на земные станции спутниковой связи, работающие через искусственные спутники Земли на геостационарной орбите по технологии VSAT, в том числе Центральные земные станции, управляющие сетями VSAT.
На основании изложенного полагаем целесообразным дополнительно проработать риски применения проектируемого регулирования, учитывая принципы технологической нейтральности оборудования.
5. Пунктом 6.14 проекта акта устанавливаются требования ко всем земным станциям, в то время как требования проекта акта распространяются только на станции сопряжения. В этой связи требования, устанавливаемые проектом акта, выходят за предмет его регулирования.
При этом правила применения земных станций спутниковой связи установлены в приказе Мининформсвязи России от 22 августа 2007 г. N 99 "Об утверждении Правил применения земных станций спутниковой связи и вещания единой сети электросвязи Российской Федерации", а предмет проекта акта и указанного нормативного правового акта пересекаются в части земных станций спутниковой связи, используемых для организации линий связи через искусственные спутники Земли на негеостационарных орбитах, и земные станции спутниковой связи, работающие через искусственные спутники Земли на геостационарной орбите.
В этой связи представляется необходимым конкретизировать объекты регулирования, а также исключить из проекта акта обязательные требования, выходящие за предмет проектируемого регулирования.
Дополнительно отмечаем, что сокращение ЗС, введенное пунктом 6.14 проекта акта не расшифровано в тексте проекта акта.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере;
- в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.