Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минцифры России "Об утверждении Правил применения станций сопряжения спутниковых систем связи и широкополосного доступа в сеть "Интернет" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 29 апреля по 21 мая 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/04-21/00115580).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 18 по 25 июня 2021 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции ПАО "Мегафон", ООО "Т2Мобайл", частично учтенные при подготовке настоящего заключения. Отдельные замечания и предложения приведены в приложении к настоящему заключению, которые представляется необходимым проработать разработчику при доработке проекта акта.
На основании представленных разработчиком материалов по предлагаемому регулированию, а также позиций, полученных при проведении публичных консультаций, к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта устанавливаются требования к абонентскому оборудованию спутниковых систем связи и широкополосного доступа в сеть "Интернет".
Вместе с тем по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, применяемое в настоящее время абонентское оборудование не соответствует указанным требованиям.
Аналогичные позиции были представлены в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, однако комментарии разработчика по существу не были приведены.
Так, например, по мнению бизнес-сообщества, требования по наличию приемных устройств GPS и ГЛОНАСС, а также передаче точных координат на основе GPS/ГЛОНАСС приемных устройств не применимы ко всем используемым в настоящее время в России сетям подвижной спутниковой связи. В частности, система Иридиум не использует ни GPS, ни ГЛОНАСС для позиционирования абонентских устройств. Также не представляется возможным обеспечить принудительный перевод абонентских станций в режим постоянного излучения по командам со станции сопряжения.
В этой связи принятие проекта акта способно фактически установить запрет на разрешенное в настоящее время абонентское оборудование, а также повлечь затраты субъектов предпринимательской деятельности на замену существующего оборудования.
При этом разработчиком в сводном отчете не приведена оценка расходов субъектов предпринимательской деятельности на доработку или приобретение нового оборудования, соответствующего проектируемым требованиям.
Вместе с тем требования проекта акта будут применяться в рамках оценки соответствия оборудования, а также проверяться в рамках инспекционного контроля в случаях, когда это предусмотрено схемой сертификации, а сертификаты соответствия действуют от 1 до 3 лет. Таким образом, проектируемые требования фактически будут распространяться как на новое абонентское оборудование, так и на используемое в настоящее время.
Кроме того, разработчиком не проведен анализ используемого в настоящее время оборудования, а также его владельцев, в связи с чем в сводном отчете ошибочно указаны субъекты регулирования, а также некорректно приведена оценка их количества.
На основании изложенного считаем необходимым провести анализ применяемых в настоящее время станций сопряжения на предмет их соответствия проектируемым требованиям.
2. Пунктом 6 проекта акта устанавливается требование по ручному принудительному переключению, однако не представляется возможным определить, между чем должно быть обеспечено такое переключение.
Одним из принципов установления обязательных требований в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) является правовая определенность и системность, однако указанный принцип не соблюден в проекте акта.
На основании изложенного считаем целесообразным конкретизировать требования, предусмотренные пунктом 6 проекта акта.
3. Приложением N 5 к проекту акта предусмотрены требования к параметрам электропитания абонентских станций. При этом каких-либо специфических требований разработчиком не предъявляется. Так, фактически декларируется возможность электропитания (при необходимости) от любого встроенного источника питания, бортовой сети автомобиля или сети переменного тока 220 В. Кроме того представляется, что разработчиком не соблюден принцип технологической нейтральности для стационарных станций при установлении требований к электропитанию только через внешний блок питания. Обоснования такого подхода сопроводительные материалы к проекту акта не содержат.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об обязательных требованиях необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
В этой связи полагаем целесообразным исключить из текста проекта акта Приложение N 5.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- проект акта не соответствует Закону об обязательных требованиях;
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере;
- в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.