Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 270" (далее соответственно - постановление 270, проект акта, проект изменений), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в инициативном порядке в целях совершенствования функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК).
Проектом акта, в частности, предусмотрено, что с 1 марта 2022 г. предъявление на опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий, а также выдача заклейменных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов осуществляется исключительно при внесении сведений (информации) в ГИИС ДМДК о предъявляемых (заклейменных) ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов.
Также проект акта устанавливает, что государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, осуществляется на основании сведений (информации) и документов, представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в ГИИС ДМДК, за исключением отдельных случаев по решению Федеральной пробирной палаты.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 21 мая по 10 июня 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/116166 (ID проекта: 02/07/05-21/00116166).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Национальной саморегулируемой организации предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления, ООО "УК Полюс", ООО "Евромет", ООО "Бушерон Рус" и граждан И. Саморядовой, К. Нерсесян, С. Грешилова, Е. Ярыгиной, М. Грибановой, И. Успенской, Ю.А. Дзюбенко, Э.В. Бондаренко, Е.В. Прядеиной, В.Н. Благовещенского, Г.В. Федосеевой, С.Б. Кузнецовой.
Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете. По результатам рассмотрения представленных замечаний и предложений проект акта был доработан.
В частности, в проекте акта изменена дата, с которой предъявление на опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и выдача заклейменных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов осуществляется исключительно при наличии сведений (информации) о предъявляемых (заклейменных) ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов в ГИИС ДМДК.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 1 по 9 июля 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведенных дополнительных публичных консультаций были получены положительные отзывы по проекту акта от АО "АГД Даймондс", АО "Приокский завод цветных металлов", а также замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Комитета "Деловой России" по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам, Ассоциации "Гильдия ювелиров России", АК "АЛРОСА" (ПАО), ООО "УК Полюс", ОАО "Красцветмет".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком в целом были соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Согласно пункту 2 проекта изменений пункт 13 постановления 270 предусматривается дополнить новым абзацем.
Пункт 13 постановления 270 устанавливает сроки формирования и учета документов государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - государственный контроль), в том числе проводимых в ГИИС ДМДК.
При этом в проектируемом абзаце пункта 13 постановления 270 не определена дата начала осуществления государственного контроля на основании сведений (информации) и документов, представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в ГИИС ДМДК.
По мнению участников дополнительных публичных консультаций, в целях исключения правовой неопределенности данного абзаца необходимо установить срок представления сведений (информации) и документов на государственный контроль через ГИИС ДМДК - с 1 января 2022 года.
2. В пункте 2 проекта изменений установлено, что представление документов на государственный контроль в ГИИС ДМДК относится только к осуществлению операций с драгоценными металлами и сырьевыми товарами, содержащими драгоценные металлы.
Учитывая, что абзацем третьим пункта 13 постановления 270 формирование и учет документов государственного контроля относится к операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями и сырьевыми товарами, содержащими драгоценные металлы, считаем необходимым дополнить пункт 2 проекта изменений положением о представлении документов на государственный контроль через ГИИС ДМДК также при операциях с драгоценными камнями.
3. Пунктом 3 проекта изменений предлагается дополнить пункт 18 Правил функционирования ГИИС ДМДК, утвержденных постановлением 270, абзацем, устанавливающим обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, перерегистрировать ранее оформленные на бумажном носителе карты специального учета в ГИИС ДМДК.
Однако положения пункта 3 проекта изменений не устанавливают прямого требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о перерегистрации карт специального учета, а описывают осуществление операций по специальному учету, производимых Федеральной пробирной палатой.
Кроме того, обязанность осуществлять перерегистрацию карт специального учета или осуществлять операции по специальному учету (постановка, снятие, внесение изменений) в ГИИС ДМДК отсутствует в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а также в Правилах ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (далее - Правила ведения специального учета), которыми определен уполномоченный орган, осуществляющий ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней, установлены обязательные требования для участников отрасли, случаи отказа в постановке на специальный учет и снятия со специального учета.
В соответствии с Правилами ведения специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации (при заявлении кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней) либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы в личном кабинете в ГИИС ДМДК заполняют форму карты специального учета и загружают копию документа, подтверждающего наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений (части зданий, сооружений и помещений). Ранее полученная карта специального учета бессрочная и не требует перерегистрации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон 247-ФЗ) содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
В этой связи проект акта в указанной части нуждается в доработке.
4. В проекте изменений содержится ряд понятий, не имеющих однозначного толкования.
4.1. Так, согласно пункту 2 проекта изменений государственный контроль осуществляется на основании сведений (информации) и документов, представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в ГИИС ДМДК, за исключением отдельных случаев по решению Федеральной пробирной палаты.
При этом отсутствует правовое обоснование такого исключения, не определены случаи и порядок обращения в Федеральную пробирную палату за таким решением, критерии принятия решения Федеральной пробирной палатой.
В этой связи разработчику необходимо определить закрытый перечень случаев, когда не требуется представлять документы на государственный контроль через ГИИС ДМДК.
4.2. В пункте 3 проекта изменений используются такие понятия как "карта специального учета не применяется" и "момент наступления обязанности по осуществлению операций по специальному учету", которые не определены действующими нормативными правовыми актами по специальному учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
В представленной редакции проекта акта не представляется возможным определить правовые последствия "не применения" карт специального учета и конкретный "момент наступления" обязанности.
В целях исключения правовой неопределенности разработчику необходимо дополнить проект изменений положениями, конкретизирующими толкование указанных терминов.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о том, что решение проблемы способом, предложенным проектом акта, обосновано не в полной мере.
Проект акта не соответствует положениям Закона 247-ФЗ.
В проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что внесение изменений только в постановление 270 при отсутствии внесения изменений в иные нормативные правовые акты в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней может привести к правовой неопределенности и непреднамеренным нарушениям обязательных требований участниками рынка, получению административного наказания в виде штрафа, увеличению сроков таможенного оформления товаров из драгоценных металлов и драгоценных камней.
По мнению участников дополнительных публичных консультаций, необходимо синхронное внесение изменений во все связанные нормативные правовые акты.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.