Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об организации оказания универсальных услуг связи" (далее соответственно - проект акта, Правила оказания услуг), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 2 по 23 июня 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/05-21/00116314).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан на основании статьи 57 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) взамен постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи" (далее - Действующие правила) в связи с его включением в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467.
Положения проекта акта практически идентичны нормам Действующих правил, однако актуализированы в части, касающейся упразднения Россвязи и передачи ее функций Минцифры России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций".
В отношении проектируемого регулирования представляется необходимым сделать следующие замечания.
1. Проектом акта устанавливаются обязанности для операторов универсального обслуживания, не установленные на уровне федерального закона:
- ежегодное представление информации, предусмотренной пунктом 3 постановляющей части проекта акта (подпункт "г" пункта 2 постановляющей части проекта акта);
- ежеквартальное представление сведений об обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи (подпункт "д" пункта 2 постановляющей части проекта акта);
- представление сведений о выполнении требований, указанных в пункте 8 Правил оказания услуг, а именно информация о выполнении требований в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи, в порядке, утверждаемом Минцифры России (подпункт "е" пункта 2 постановляющей части проекта акта).
- ежеквартальное представление сведений о предоставленной в пользование инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг связи, а также об оказанных услугах по присоединению и пропуску трафика посредством указанной инфраструктуры связи (подпункт "ж" пункта 2 постановляющей части проекта акта).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
При этом Законом о связи такие обязательные требования не предусмотрены.
Таким образом, требования Закона об обязательных требованиях в проектируемых нормах не соблюдены.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 46 Закона о связи установлено обязательное требование к операторам связи по представлению по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах, по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, информация, предусмотренная проектом акта, может быть представлена только по запросу Минцифры России и исключительно в целях реализации его полномочий.
На основании изложенного полагаем, что обязательные требования, установленные пунктом 2 постановляющей части проекта акта, не закреплены на уровне федерального закона и не могут быть установлены в проекте акта.
2. Требования о представлении информации, предусмотренные подпунктами "д" и "е" пункта 2 постановляющей части проекта акта, пересекаются.
Так, операторами универсального обслуживания должна быть представлена:
- ежеквартально информация об обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи;
- в порядке, утверждаемом Минцифры России*(1), сведения о выполнении требований, указанных в пункте 8 Правил оказания услуг (ежеквартально), а именно информация о выполнении требований в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи.
Представление одной и той же информации представляется избыточным.
Более того, соблюдение обязательных требований к операторам связи, в том числе в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов, является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области связи. При этом в рамках осуществления контрольных (надзорных) мероприятий может быть запрошена аналогичная информация.
На основании изложенного считаем предъявление обязательного требования, установленного подпунктом "е" пункта 2 постановляющей части проекта акта, необоснованным.
Вместе с тем обоснованность обязательных требований является принципом установления обязательных требований, закрепленных в статье 4 Закона об обязательных требованиях.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
- о несоответствии проекта акта Закону об обязательных требованиях;
- о наличии недостаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Приказ Минкомсвязи России от 16 октября 2018 г. N 545 "Об утверждении Порядка представления оператором универсального обслуживания информации о результатах оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации и сведений о выполнении установленных требований к оказанию универсальных услуг связи и Методики измерения доступности универсальных услуг связи и работоспособности средств коллективного доступа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.