Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации"
(подготовлен Минпросвещения России от 11.07.2021)
В соответствии с абзацем пятым постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 5042; 2018,N 52, ст. 8305; 2020, N 33, ст. 5398) Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__"__________2021 г. N____
Положение
о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (далее - грамматики, словари и справочники) в целях защиты и поддержки русского языка и определения списка грамматик, словарей и справочников (далее - Список).
2. Объектом экспертизы являются грамматики, словари и справочники,в том числе предназначенные для использования в образовательном процессе на всех уровнях общего образования, созданные на бумажном носителе и в электронной форме.
3. Для включения грамматик, словарей и справочников в Список необходимо наличие положительного заключения научной экспертизы, а для грамматик, словарей и справочников, предназначенных для использования в образовательном процессе на всех уровнях общего образования, - наличие положительного заключения научной и педагогической экспертизы.
4. Экспертиза грамматик, словарей и справочников проводится по решению Правительственной комиссии по русскому языку, которое принимается по итогам рассмотрения заявлений о включении грамматик, словарей и справочников в Список. Заявителями могут быть юридические или физические лица, являющиеся правообладателями данных грамматик, словарей и справочников (далее - Правообладатели).
5. Научная и педагогическая экспертиза грамматик, словарей и справочников проводится институтами Российской академии наук, Российской академией образования, образовательными организациями высшего образования, имеющими в своем штате специалистов соответствующего профиля и квалификации в соответствии с требованиями пунктов 8 и 9 настоящего Положения и включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации на основании рекомендаций Правительственной комиссии по русскому языку (далее - Экспертные организации).
6. Функцию заказчика экспертизы на основании решения Правительственной комиссии по русскому языку выполняет Министерство просвещения Российской Федерации.
По решению Министерства просвещения Российской Федерации организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников может возлагаться на подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации организации.
II. Требования, предъявляемые к экспертам
7. Эксперты, привлекаемые к проведению научной экспертизы грамматик, словарей и справочников, должны иметь:
ученую степень кандидата или доктора филологических наук;
стаж научной деятельности в сфере лингвистики не менее 7 (семи) лет;
опыт составления, редактирования грамматик, словарей или справочников современного русского литературного языка.
8. Эксперты, привлекаемые к проведению педагогической экспертизы грамматик, словарей и справочников, должны иметь:
стаж педагогической деятельности в сфере общего образования не менее 7 (семи) лет;
опыт создания и/или редактирования учебников и/или учебных пособий, словарей и справочников по русскому языку, предназначенных для использования в образовательном процессе на всех уровнях общего образования.
III. Порядок проведения экспертизы
9. Для проведения экспертизы Правительственная комиссия по русскому языку принимает к рассмотрению заявления Правообладателей о включении грамматики, словаря или справочника в Список.
10. Заявление должно содержать:
название грамматики, словаря, справочника;
инициалы и фамилию автора(ов);
информацию о Правообладателе (наименование юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на издание);
год издания;
реквизиты и контактные данные заявителя.
По желанию Правообладателя к заявлению может быть приложена пояснительная записка, содержащая основные сведения о грамматике, словаре, справочнике.
11. Для рассмотрения заявления о включении в Список Правообладатель представляет электронную версию грамматики, словаря, справочника (для словаря - в виде структурированной цифровой базы данных) на электронном носителе с прилагаемой к ней инструкцией по установке, настройке и использованию электронной версии грамматики, словаря, справочника, оригинал-макет издания в формате PDF и не менее пяти экземпляров издания на бумажном носителе.
12. Срок рассмотрения Правительственной комиссией по русскому языку заявлений Правообладателей составляет не более 1 (одного) месяца.
13. При соответствии поступивших материалов требованиям, установленным пунктами 10 и 11 настоящего Положения, Правительственная комиссия по русскому языку определяет Экспертные организации и выносит положительное решение,в соответствии с которым Министерство просвещения Российской Федерации направляет материалы на научную экспертизу, а для грамматик, словарей и справочников, предназначенных для использования в образовательном процессе на всех уровнях общего образования, - на научную и педагогическую экспертизы.
14. Научная экспертиза заключается в анализе на соответствие требованиям, предъявляемым к грамматикам, словарям и справочникам по следующим критериям:
соответствие содержания грамматики, словаря, справочника заявленному типу издания и целевой аудитории;
соответствие содержания грамматики, словаря, справочника современному уровню развития науки и актуальным тенденциям развития языка;
отсутствие в грамматике, словаре, справочнике плагиата и фактов, противоречащих современным научным представлениям;
соответствие текстового материала грамматики, словаря, справочника нормам современного русского литературного языка;
соответствие полноты и репрезентативности словника словаря или содержания грамматики и справочника типу издания и целевой аудитории;
для словаря: разработанность словарной статьи (структурированность, наличие вычленяемых зон информации, использование общепринятой лексикографической системы помет);
для грамматики и справочника: системность, информационная полнота и логичность изложения материала;
наличие раздела, содержащего правила пользования грамматикой, словарем, справочником, и его полная связанность с содержанием издания;
соответствие иллюстративного материала грамматики, словаря и справочника их задачам и целевой аудитории.
15. Педагогическая экспертиза заключается в анализе соответствия требованиям, предъявляемым к грамматикам, словарям и справочникам, предназначенным к использованию в образовательном процессе на всех уровнях общего образования, по следующим критериям:
соответствие содержания грамматики, словаря, справочника заявленному типу издания и возрастной группе обучающихся;
соответствие полноты и репрезентативности словника словаря или системности содержания грамматики и справочника возрастной группе обучающихся;
соответствие методического аппарата и сведений, содержащихся в грамматике, словаре и справочнике, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, примерным основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
соответствие формата, текстового и иллюстративного материала грамматики, словаря, справочника требованиям санитарных правил и нормативов.
16. Срок проведения научной и педагогической экспертиз составляет не более 3 (трех) месяцев.
17. Результат экспертизы считается положительным при соответствии грамматик, словарей и справочников всем критериям, определенным настоящим Положением.
18. Решения Экспертных организаций оформляются на бланках Экспертных организаций в виде экспертных заключений, формы которых приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению.
Экспертное заключение должно содержать однозначный и аргументированный вывод о соответствии или несоответствии словаря, грамматики и справочника каждому критерию, определенному настоящим Положением.
Экспертное заключение подписывается руководителем Экспертной организации (или уполномоченным лицом) с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) лица, подписавшего экспертное заключение.
Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, которые в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подписания направляются Экспертной организацией в Правительственную комиссию по русскому языку.
19. По результатам рассмотрения экспертных заключений Правительственная комиссия по русскому языку принимает одно из следующих решений:
а) рекомендовать грамматику, словарь, справочник к включению в Список;
б) отклонить грамматику, словарь, справочник;
в) направить грамматику, словарь, справочник на дополнительную экспертизу;
г) направить грамматику, словарь, справочник на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании Правительственной комиссии по русскому языку.
20. Правительственная комиссия по русскому языку в течение 2 (двух) месяцев с даты поступления экспертных заключений направляет в Правительство Российской Федерации протокол заседания с рекомендациями о включении прошедших экспертизу грамматик, словарей и справочников в Список для его утверждения.
21. Правительственная комиссия по русскому языку в течение 1 (одного) месяца с даты принятия решения уведомляет Правообладателя о результатах рассмотрения заявления с приложением экспертных заключений.
Приложение N 1
к Положению о порядке проведения
экспертизы грамматик, словарей
и справочников, содержащих
нормы современного русского
литературного языка
при его использовании в качестве
государственного языка
Российской Федерации,
утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации
от "__"__________2021 г. N____
Экспертное заключение
по результатам проведения научной экспертизы грамматики, словаря, справочника, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации
(название, авторский коллектив, издающая организация)
1 |
Сведения об экспертной организации |
||||||
1.1 |
Наименование |
|
|||||
1.2 |
Место нахождения |
|
|||||
2 |
Сведения об эксперте |
|
|||||
N п/п |
Ф.И.О. |
Квалификация |
Дополнительная информация |
||||
1) |
|
|
|
||||
2) |
|
|
|
||||
3 |
На научную экспертизу представлен(а) |
||||||
3.1 |
Грамматика, словарь, справочник (нужное подчеркнуть) |
||||||
3.2 |
Наименование |
Автор (авторский коллектив) |
Издатель и/или правообладатель |
Год издания |
|||
4 |
Общая краткая характеристика, состав и полнота представленных материалов: представлена печатная форма представлена электронная форма другие материалы, представленные на экспертизу |
||||||
5 |
Анализ на соответствие требованиям, предъявляемым к грамматикам, словарям, справочникам, содержащим нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации по критериям |
||||||
N |
Критерий |
Результат анализа |
Аргументированный комментарий |
||||
5.1 |
Соответствие содержания грамматики, словаря, справочника заявленному типу издания и целевой аудитории |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.2 |
Соответствие содержания грамматики, словаря, справочника актуальным достижениям лингвистической науки и тенденциям развития языка, отсутствие в издании плагиата и фактов, противоречащих современным научным представлениям |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.3 |
Соответствие текстового материала грамматики, словаря, справочника нормам современного русского литературного языка |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.4 |
Соответствие полноты и репрезентативности словника словаря или содержания грамматики и справочника типу издания и целевой аудитории |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.5.1 |
Для словаря: разработанность словарной статьи (структурированность, наличие вычленяемых зон информации, использование общепринятой лексикографической системы помет) |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.5.2 |
Для грамматики и справочника: системность, информационная полнота и логичность изложения материала |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.6 |
Наличие раздела, содержащего правила пользования грамматикой, словарем, справочником, и его полная связанность с содержанием издания |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.7 |
Соответствие иллюстративного материала грамматики, словаря, справочника его задачам и целевой аудитории |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
6. |
Общий вывод |
Результат экспертизы |
Аргументированное заключение |
||||
|
Грамматика, словарь, справочник соответствует указанным критериям и рекомендовано (не соответствует указанным критериям и не рекомендовано) к включению в Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (нужное подчеркнуть) |
Рекомендовано |
Не рекомендовано |
|
Эксперт |
|
/ |
|
/ |
|
|
|
(подпись) |
|
" |
|
" |
|
20 |
|
г. |
При проведении экспертизы исключен конфликт интересов между экспертом и правообладателем (заявителем экспертизы).
Руководитель экспертной организации / уполномоченное лицо |
|
/ |
|
/ |
|
|
|
(подпись) |
|
" |
|
" |
|
20 |
|
г. |
Место печати экспертной организации (при наличии)
Приложение N 2
к Положению о порядке проведения
экспертизы грамматик, словарей
и справочников, содержащих
нормы современного русского
литературного языка
при его использовании в качестве
государственного языка
Российской Федерации,
утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации
от "__"__________2021 г. N____
Экспертное заключение
по результатам проведения педагогической экспертизы грамматики, словаря, справочника, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации
(название, вид издания, уровень образования, авторский коллектив, издающая организация)
1 |
Сведения об экспертной организации |
||||||
1.1 |
Наименование |
|
|||||
1.2 |
Место нахождения |
|
|||||
2 |
Сведения об эксперте: |
|
|||||
N п/п |
Ф.И.О. |
Квалификация |
Дополнительная информация |
||||
1) |
|
|
|
||||
2) |
|
|
|
||||
3 |
На педагогическую экспертизу представлен(а) |
||||||
3.1 |
Грамматика, словарь, справочник (нужное подчеркнуть) |
Уровень образования, для которого предназначено издание: начальное общее, основное общее, среднее общее (нужное подчеркнуть) |
|||||
3.2 |
Наименование |
Автор (авторский коллектив) |
Издатель и/или правообладатель |
Год издания |
|||
4 |
Общая краткая характеристика, состав и полнота представленных материалов: представлена печатная форма представлена электронная форма другие материалы, представленные на экспертизу |
||||||
5 |
Анализ на соответствие требованиям, предъявляемым к грамматикам, словарям, справочникам, содержащим нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и предназначенным к использованию в образовательном процессе по критериям: |
||||||
N |
Критерий |
Результат анализа |
Аргументированный комментарий |
||||
5.1 |
Соответствие содержания грамматики, словаря, справочника заявленному типу издания и возрастной группе обучающихся |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.2 |
Соответствие полноты и репрезентативности словника словаря или системности содержания грамматики и справочника возрастной группе обучающихся |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.3 |
Соответствие методического аппарата и сведений, содержащихся в грамматике, словаре, справочнике, требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, примерным основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования) |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
5.4 |
Соответствие формата, текстового и иллюстративного материала грамматики, словаря, справочника требованиям санитарных правил и нормативов |
Соответствует |
Не соответствует |
|
|||
6 |
Общий вывод |
Результат экспертизы |
Аргументированное заключение |
||||
|
Грамматика, словарь, справочник соответствует указанным критериям и рекомендовано (не соответствует указанным критериям и не рекомендовано) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (нужное подчеркнуть) |
Рекомендовано |
Не рекомендовано |
|
Эксперт |
|
/ |
|
/ |
|
|
|
(подпись) |
|
" |
|
" |
|
20 |
|
г. |
При проведении экспертизы исключен конфликт интересов между экспертом и правообладателем (заявителем экспертизы).
Руководитель экспертной организации / уполномоченное лицо |
|
/ |
|
/ |
|
|
|
(подпись) |
|
" |
|
" |
|
20 |
|
г. |
Место печати экспертной организации (при наличии)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.