Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 241" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 6 по 27 мая 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/05-21/00115716).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан в целях установления правового регулирования последствий ненадлежащего оформления участниками торгов своих конкурсных предложений путем закрепления дополнительных норм в Правилах оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 241 (далее - Правила). Указанные правила утверждены в соответствии со статьей 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
В соответствии с проектируемыми положениями участникам конкурса присуждается 0 баллов в случаях, если представленные ими документы не подтверждают достоверность конкурсного предложения, если предложение участника включает производство изделий, не относящихся к объектам глубокой переработки древесины, а также если предложение участника не соответствует законодательству.
Дополнительно устанавливается требование к участнику, с которым заключен договор аренды лесного участка по результатам конкурса, обеспечить достижение показателей конкурсного предложения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 7 по 20 июля 2021 года.
В рамках проведенных публичных консультаций в адрес Минэкономразвития России поступили позиции о поддержке предлагаемого регулирования от АО "Концерн Росэнергоатом", АО "СТНГ", СРО Ассоциации "Объединение генподрядчиков в строительстве", АО "НЦ ВостНИИ", АНО "Управляющая компания туристско-рекреационного кластера "Гора Белая", АО "Зарубежнефть", ООО "ИНК", АО "Мосгаз", АО "Мосинжпроект", АО "НефтеХимСервис", ООО "Оникс", ПАО "Россети", ПАО НК "РуссНефть", ПАО "Татнефть", Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Управления лесами Белгородской области, Департамента лесного хозяйства Костромской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента лесного комплекса Кузбасса, Управления лесного хозяйства Липецкой области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, Управления лесами Тамбовской области, Департамента по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской республики, Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Также поступили замечания от Министерства лесного хозяйства Кировской области и АНО МФК "РРАПП".
С учетом информации, представленной разработчиком и участниками публичных консультаций по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие замечания.
1. Проект акта устанавливает, что при направлении участниками документов, которые не подтверждают достоверность конкурсного предложения, участнику конкурса присуждается 0 баллов.
При этом указанный критерий не предусматривает четких показателей, в соответствии с которыми может быть сделан однозначный вывод о недостоверности конкурсного предложения.
Таким образом, проект акта содержит дискреционные полномочия органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса полномочия по распоряжению лесными участками.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что проект акта содержит положения, способствующие введению ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Проектируемый пункт 14 Правил устанавливает, что участником конкурса, с которым заключен договор аренды лесного участка, обеспечивается достижение показателей конкурсных предложений в течение одного года с даты получения положительного заключения по результатам государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, и последующее исполнение конкурсных предложений в течение всего срока действия договора аренды лесного участка.
Указанное требование нуждается в уточнении, поскольку достижение показателей конкурсных предложений в течение года может подразумевать осуществление объема работ, равного объему работ при исполнении конкурсных предложений в течение всего срока действия договора аренды лесного участка.
В связи с изложенным проект акта нуждается в доработке.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно сообщаем о том, что Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части унификации порядка проведения торгов, в соответствии с которым статья 80.2 Лесного кодекса признается утратившей силу.
Считаем необходимым учесть данную инициативу при доработке проекта акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.