Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Размещение на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов" и признании утратившим силу приказа Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 г. N 119"
(подготовлен Минтрансом России 28.07.2021 г.)
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от ______________ N _____
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Размещение на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов"
I. Общие положения
1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила (далее - Правила) определяют организацию и порядок размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми лицами, владеющими на праве собственности объектами, на которых подлежат размещению маркировочные знаки и устройства.
II. Маркировка препятствий и объектов
2.1 Маркировка наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, а также на препятствия в виде зданий и сооружений в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 262 (зарегистрирован Минюстом России 9 октября 2015 г., регистрационный N 39264) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 ноября 2017 г. N 495 (зарегистрировано Минюстом России 21 декабря 2017 г. N 49344).
2.2. Маркировка также наносится на объекты управления воздушным движением (далее - УВД), радионавигации и посадки, исключая командно-диспетчерский пункт (далее - КДП), предназначенные для обслуживания полетов и расположенные вблизи летной полосы и на территории полосы воздушных подходов.
Рекомендуемый образец нанесения маркировки приведен в приложениях NN 1, 2 к Правилам.
2.3. Допускается отсутствие маркировки на памятниках, культовых сооружениях, зданиях за пределами ограждений аэродрома. Также допускается отсутствие маркировки на трубах и других сооружениях из красного кирпича и на объектах, "затененных" более высокими маркированными неподвижными объектами.
2.4. Требования настоящего пункта распространяются на воздушные линии электропередачи и линии связи (далее - воздушные линии), строительство или реконструкция которых начаты после вступления в силу настоящего приказа.
Для обозначения воздушных линий электропередачи в дневное время применяются сигнальные шары-маркеры, монтируемые на провод или грозозащитный трос. Для маркировки опор и проводов воздушных линий в ночное время применяются заградительные огни.
Сигнальные шары-маркеры на проводах воздушных линий, расположенных на высоте 50 м и более, в том числе утративших функциональность, размещаются:
а) в местах пересечения проекций поверхностных водных объектов шириной более 200 м или площадью более 10 км, автомобильных дорог федерального значения категорий 1А, 1Б, 1В, надземных и наземных магистральных трубопроводов, магистральных железных дорог с воздушными линиями электропередач;
б) в районах с высокой степенью вероятности столкновения воздушных судов с воздушными линиями;
в) на приаэродромной территории.
Высокая степень вероятности столкновения с подвесными линиями устанавливается в случае, если зафиксировано одно-два авиационных события (за исключением производственных происшествий), связанных со столкновением воздушных судов с подвесными линиями, относящихся к авиационным происшествиям, либо более одного-двух авиационных событий (за исключением производственных происшествий), связанных со столкновением воздушных судов с подвесными линиями, из которых не менее одного относится к авиационным происшествиям.
Также маркировку и светоограждение должны иметь элементы и конструкции воздушных линий вблизи аэродрома или вертодрома, выступающие за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ.
2.5. Провода воздушных линий обозначаются чередующимися по цвету (белыми и красными или белыми и оранжевыми) маркерами сферической формы диаметром не менее 60 см. Каждый маркер должен быть одного цвета. Цветовая схема должна выбираться так, чтобы маркеры максимально контрастировали на окружающем фоне в любое время года.
2.6. Интервал между двумя последующими маркерами или между маркером и опорой должен соответствовать диаметру маркера и не должен превышать:
30 м, если диаметр маркера равен 60 см;
35 м, если диаметр маркера равен 80 см;
40 м, если диаметр маркера равен 130 см и более.
В случае размещения нескольких проводов, маркер должен размещаться в точке, которая находится не ниже уровня самого высокого провода.
Маркеры воздушных линий устанавливаются таким образом, чтобы они были хорошо видны, давали общее представление о линии и могли быть опознаны в ясную погоду на расстоянии не менее 1000 м с воздуха и 300 м с земли со всех направлений, с которых воздушное судно может приближаться в воздушной линии.
2.7. Обозначение проводов воздушных линий электропередач, линий связи, проводов, кабелей сигнальными шарами-маркерами может не производиться, если в дневное время они освещаются заградительными огнями высокой интенсивности.
2.8. Маркировка воздушных линий связи осуществляется в соответствии с требованиями предъявляемыми к маркировке воздушных линий электропередачи.
2.9. Маркер выполняется таким образом, чтобы под воздействием удара сломаться, изменить форму или спружинить, представляя минимальную опасность для воздушного судна.
III. Светоограждение препятствий
3.1. Объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение (далее - светоограждение).
Рекомендуемый образец нанесения светового ограждения препятствий приведен в приложении N 2 к Правилам.
3.2. Допускается отсутствие светоограждения на памятниках и культовых сооружениях, а также на объектах, "затененных" более высоким неподвижным объектом, имеющим светоограждение (применение принципа "затенения" изложено в приложении N 3 к Правилам.).
3.3. Светоограждению подлежат объекты радиотехнического, светосигнального и метеорологического оборудования, расположенные на территории аэродрома.
3.4. Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м (не более) ярусами, при этом в верхних точках препятствий должно быть установлено не менее двух заградительных огней, работающих одновременно.
На дымовых трубах верхние огни должны размещаться ниже обреза трубы на 1,5 - 3,0 м.
Порядок установки и расположение заградительных огней осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 262 (зарегистрирован Минюстом России 9 октября 2015 г., регистрационный N 39264) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 ноября 2017 г. N 495 (зарегистрировано Минюстом России 21 декабря 2017 г. N 49344).
3.5. Количество и расположение заградительных огней на каждом уровне, подлежащем маркировке, должно быть таким, чтобы с любого направления в горизонтальной плоскости было видно не менее двух огней.
Если огонь затеняется близко расположенным объектом, то на этом объекте должны быть предусмотрены дополнительные огни, дающие общее представление об объекте, подлежащем световому ограждению. В таком случае затеняемый огонь не устанавливается.
3.6. Заградительные огни, устанавливаемые на объектах, находящихся в створе взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), дальнего приводного радиомаркерного пункта (далее - ДПРМ), ближнего приводного радиомаркерного пункта (далее - БПРМ), курсового радиомаяка (далее - КРМ), должны быть размещены на линии, перпендикулярной оси ВПП. Огонь должен быть сдвоенной конструкции с силой света не менее 30 кд.
3.7. На объектах, имеющих большую протяженность, или группах близко расположенных объектов верхние заградительные огни, по крайней мере, на точках или краях объектов, имеющих самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий, должны быть размещены так, чтобы можно было определить общие очертания и протяженность объекта. Если два или более края препятствия находятся на одной и той же высоте, допускается маркировать только край, ближайший к летному полю.
При использовании заградительных огней малой интенсивности продольные интервалы между ними не должны превышать 45 м, а для огней средней интенсивности - 90 м.
3.8. На протяженных препятствиях в виде антенн, линий электропередач, связи, подвешенных между опорами, заградительные огни должны устанавливаться на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.
3.9. Высотные здания и сооружения, расположенные внутри застроенных районов, должны быть обозначены заградительными огнями сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.
3.10. В верхних точках объектов должны быть предусмотрены сдвоенные заградительные огни, работающие одновременно или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня.
При выходе из строя автомата включения резервного огня сдвоенные заградительные огни должны быть включены.
3.11. В качестве заградительных огней применяются огни низкой, средней или высокой интенсивности либо их сочетание.
3.12. Заградительные огни низкой интенсивности на неподвижных объектах должны быть огнями постоянного излучения красного цвета.
Сила света должна быть заметной на фоне соседних огней, на котором они будут наблюдаться. При этом сила света огня в любом направлении должна быть не менее 10 кд.
3.13. Для светового ограждения отдельно стоящих объектов, расположенных вне зоны аэродрома и не имеющих вокруг себя посторонних огней, допускается применение проблесковых огней малой интенсивности, излучающих белый свет. Эффективная сила света в проблеске должна быть не менее 10 кд, частота проблесков 60 - 90 в минуту. Все проблесковые огни, установленные на объекте, должны работать синхронно.
3.14. Заградительные огни средней интенсивности должны быть красными проблесковыми огнями с эффективной силой света не менее 1600 кд. Частота проблесков должна составлять 20 - 60 проблесков в минуту.
При использовании совместно с заградительными огнями высокой интенсивности допускается применение белых проблесковых огней.
3.15. Заградительные огни высокой интенсивности должны быть проблесковыми огнями белого цвета.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам (рекомендуемый образец, п. 2.2)
ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ МАРКИРОВКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Правилам (рекомендуемый образец, пп. 2.2, 3.1)
ПРИМЕРЫ МАРКИРОВКИ И СВЕТОВОГО ОГРАЖДЕНИЯ
ВЫСОКИХ СООРУЖЕНИЙ
A - шаблон окраски верхней части крышки;
B - изогнутая поверхность;
C - каркасное сооружение.
Примечание: H - меньше 45 м для примеров, приведенных на рисунках 1 и 2. Для более высоких сооружений необходимы дополнительные промежуточные огни, как это показано на рис. 3.
Y (м)
Число ярусов огней: N = -------
X (м)
Таблица 1
Ширина маркировочных полос
Высота сооружения, м |
Ширина полосы |
1 |
2 |
От 100 до 210 |
1/7 высоты объекта |
От 210 до 270 |
1/9 |
1 |
2 |
От 270 до 330 |
1/11 |
От 330 до 390 |
1/13 |
От 390 до 450 |
1/15 |
От 450 до 510 |
1/17 |
От 510 до 570 |
1/19 |
От 570 до 630 |
1/21 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Правилам (п. 3.2)
Правила затенения препятствий
1. "Затененным" считается препятствие, расположенное в зоне "затенения" и не пересекающее "затеняющую" поверхность, которая проходит через вершину "затеняющего" препятствия.
2. Зона "затенения" образуется только неподвижными препятствиями, которые не являются легкими и ломкими.
3. Если протяженное препятствие только частично расположено в зоне "затенения", его остальная часть должна рассматриваться как обычное препятствие, к которому не применяются правила "затенения".
4. Зона "затенения" от расположенных в пределах внутренней горизонтальной и конической поверхностей точечных препятствий представляет собой круг радиусом 100 метров с центром в точке расположения препятствия. "Затеняющая" поверхность проходит через вершину препятствия с нисходящим уклоном 15% (рис. 1).
5. Зона "затенения" от протяженных препятствий, расположенных в пределах внутренней горизонтальной и конической поверхностей, представляет собой полосу шириной 100 м по периметру препятствия. "Затеняющая" поверхность проходит через верх препятствия с нисходящим уклоном 15% (рис. 1).
6. "Тень" от препятствий, расположенных вблизи границ поверхности захода на посадку, переходных поверхностей или поверхности взлета, не распространяется на зоны этих поверхностей (рис. 1).
7. Высота "затеняющей" поверхности на расстоянии L от "затеняющего" препятствия равна
H = Hп - 0,15L,
где Hп - высота "затеняющего" препятствия;
L - расстояние от "затеняющего" препятствия.
Расстояние L определяется по плану внутренней горизонтальной и конической поверхностей.
Рис. 1. К образованию зоны "затенения"
препятствиями, расположенными в пределах внутренней
горизонтальной и конической поверхностей: 1 - препятствие;
2 - зона "затенения"; 5, 6 - препятствия
в зоне "затенения"; 3, 4, 7, 8 -
ограничительные поверхности
8. Точечные препятствия, расположенные в пределах поверхности захода на посадку, не могут рассматриваться в качестве "затеняющих" препятствий.
9. Для вычерчивания зоны "затенения" от протяженных препятствий на плане поверхности захода на посадку (рис. 2) от краев "затеняющего" препятствия проводятся линии, параллельные боковым границам поверхности захода на посадку.
10. "Затеняющая" поверхность образуется двумя плоскостями, одна из которых проходит через верх "затеняющего" препятствия с нисходящим уклоном 15% в направлении к ВПП, вторая - горизонтально в направлении от ВПП (рис. 2). "Затеняющая" поверхность продолжается или до точки пересечения с поверхностью захода на посадку, или до точки, в которой пересекаются линии, проведенные от краев "затеняющего" препятствия (линии, образующие зону "затенения") - в зависимости от того, что ближе к "затеняющему" препятствию (рис. 2).
11. Высота "затеняющей" поверхности в направлении к ВПП равна:
H = Hп - 0,15L.
12. Высота "затеняющей" поверхности в направлении от ВПП равна:
H = Hп.
Рис. 2. К образованию зоны "затенения" непрерывным
препятствием в пределах поверхности захода на
посадку: 1 - препятствие; 2 - зона "затенения"
13. В пределах поверхности взлета зона "затенения" создается любым неподвижным препятствием (точечным или протяженным, но не легким и ломким), превышающим наклонную поверхность 1,6% или 1,2% в соответствующих случаях, установленных Нормами годности к эксплуатации аэродромов.
14. Внутренняя граница ее начинается от линии, проведенной через верх "затеняющего" препятствия перпендикулярно к оси зоны поверхности взлета. "Затеняющая" поверхность образуется плоскостью, проведенной горизонтально от внутренней границы зоны в направлении от ВПП до пересечения с поверхностью взлета, имеющей в соответствующих случаях наклон 1,6% или 1,2% (рис. 3).
15. Высота "затеняющей" поверхности равна: H = Hп.
Рис. 3. К образованию зоны "затенения"
в пределах поверхности взлета: 1 - препятствие; 2, 4 -
ограничительные поверхности; 3 - "затеняющая" поверхность;
5 - зона "затенения"
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.