Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств"
(подготовлен Минфином России 28.07.2021 г.)
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила казначейского сопровождения средств.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от____________2021 г. N____
Правила казначейского сопровождения средств
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета, определенных в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средств, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), определенных в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае осуществления Федеральным казначейством отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее при совместном упоминании - целевые средства, Бюджетный кодекс).
Положения настоящих Правил, установленные для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг (далее - участники казначейского сопровождения), распространяются также на обособленные (структурные) подразделения юридических лиц, а также на крестьянские (фермерские) хозяйства при предоставлении им целевых средств.
2. Операции с целевыми средствами осуществляются на казначейских счетах, предусмотренных подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
3. Операции по зачислению и списанию целевых средств на казначейских счетах, указанных в пункте 2 настоящих Правил, отражаются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на аналитических разделах, открываемых в разрезе каждого государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 настоящих Правил, а также пункте 18 настоящих Правил, на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - лицевой счет).
Лицевые счета открываются участникам казначейского сопровождения в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.
4. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании:
1) государственных (муниципальных) контрактов (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее соответственно - государственные (муниципальные) контракты);
2) договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в настоящем абзаце (далее - договор (соглашение);
3) контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (далее - контракты (договоры).
5. Операции по списанию целевых средств по расходам участников казначейского сопровождения, отраженных на лицевых счетах, проводятся после осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций с целевыми средствами участников казначейского сопровождения в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее - порядок санкционирования целевых средств) и проверки представленных документов, установленных порядком санкционирования целевых средств, подтверждающих возникновение денежных обязательств участника казначейского сопровождения (далее - документы-основания).
Санкционирование расходов при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в соответствии с представляемыми участниками казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными и утвержденными в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
6. При казначейском сопровождении целевых средств в государственные (муниципальные) контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры) включаются условия, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса, а также условие о соблюдении запрета на перечисление целевых средств на счета, открытые участнику казначейского сопровождения в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации (далее - банк), за исключением оплаты обязательств участника казначейского сопровождения по накладным расходам, связанным с исполнением государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора).
7. При размещении целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты в случаях, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (правовыми актами представительных органов муниципальных образований), средства, предусмотренные настоящим пунктом, включая средства, полученные от их размещения, подлежат возврату на лицевые счета.
8. Казначейское сопровождение целевых средств, предоставляемых на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
II. Особенности казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых с применением казначейского обеспечения обязательств
9. Территориальные органы Федерального казначейства в случаях, определенных Бюджетном кодексом, федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение целевых средств, предоставленных на основании, государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), с применением казначейского обеспечения обязательств.
10. Порядок выдачи (перевода, отзыва) и сроки проведения операций с казначейским обеспечением обязательств устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 242.22 Бюджетного кодекса.
III. Особенности казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых на основании соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам
11. При казначейском сопровождении субсидий участникам казначейского сопровождения, предоставление таких субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых с применением казначейского обеспечения обязательств) осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам, отраженных на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
12. Полномочия получателя бюджетных средств по перечислению субсидий участникам казначейского сопровождения с лицевых счетов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам участника казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются субсидии юридическим лицам, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.
13. Операции по списанию целевых средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии участникам казначейского сопровождения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, осуществляются не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днем представления участником казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства распоряжений о совершении казначейских платежей (далее - распоряжение) на оплату денежных обязательств участника казначейского сопровождения после их проверки в соответствии с порядком санкционирования целевых средств.
IV. Особенности казначейского сопровождения целевых средств, получаемых участниками казначейского сопровождения на основании государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения
14. Территориальные органы Федерального казначейства в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете осуществляют казначейское сопровождение средств, предоставляемых по государственным контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов.
15. При казначейском сопровождении целевых средств, указанных в пункте 14 настоящих Правил, в дополнение к условиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, в государственные контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, включаются условия:
а) о перечислении целевых средств по государственному контракту с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет, открытый единственному поставщику (подрядчику, исполнителю) в банке, в согласованном государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, определяемого государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в составе цены товаров (работ, услуг), в случае частичного исполнения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если результатом такого частичного исполнения являются принятые государственным заказчиком товары (работы, услуги);
б) о перечислении прибыли по контракту (договору), заключенному в рамках исполнения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет, открытый исполнителю (соисполнителю) в банке, в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) в рамках исполнения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), после исполнения контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора) в случае, если условиями контракта (договора) предусмотрены отдельные этапы исполнения), заключенного в рамках исполнения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и представления исполнителем (соисполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара, акта выполненных работ (оказанных услуг), иных документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора).
16. Перечисление целевых средств, указанных в пункте 14 настоящих Правил, на лицевые счета осуществляется с лицевых счетов получателя бюджетных средств, открытых государственным заказчикам в территориальных органах Федерального казначейства, после проведения территориальными органами Федерального казначейства проверки документов-оснований, осуществляемой в соответствии с порядком санкционирования целевых средств.
Перечисление целевых средств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется после проведения территориальными органами Федерального казначейства проверки документов, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в соответствии с порядком санкционирования целевых средств, с лицевых счетов на счета в банках, открытые:
единственному поставщику (подрядчику, исполнителю) по государственному контракту в случае, если оплата по такому государственному контракту осуществляется единовременно после полного исполнения государственного контракта;
единственному поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнителям (соисполнителям) по государственному контракту с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и контрактам (договорам), заключенным в рамках исполнения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае, если исполнение и оплата такого государственного контракта осуществляются поэтапно.
V. Особенности казначейского сопровождения средств, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)
17. Казначейское сопровождение средств, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), определенных в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, осуществляется Федеральным казначейством при осуществлении им отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
18. Казначейскому сопровождению в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (правовыми актами представительных органов местного самоуправления), подлежат следующие средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета):
1) определенные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) средства, получаемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), к которым не могут быть отнесены средства:
а) по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 000,0 тыс. рублей;
б) по контрактам (договорам), заключаемым на сумму менее 50 000,0 тыс. рублей бюджетными или автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными или автономными учреждениями), лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за счет средств, поступающих им в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) средства, получаемые (полученные) участниками казначейского сопровождения, в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (включая средства, указанные в абзаце четвертом пункта первого статьи 242.27 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
VI. Осуществление расширенного казначейского сопровождения
19. В соответствии со статьей 242.24 Бюджетного кодекса территориальные органы Федерального казначейства с учетом положений настоящего раздела осуществляют расширенное казначейское сопровождение средств, получаемых участниками казначейского сопровождения по государственным контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), определенным правовым актом Правительства Российской Федерации:
а) для осуществления расчетов в ходе исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), включая авансовые платежи;
б) в результате финансово-хозяйственной деятельности, в том числе за счет целевых средств;
в) на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), в отношении которых Федеральное казначейство вправе проводить проверки, предусмотренные пунктом 22настоящих Правил.
20. При открытии лицевых счетов в целях отражения операций с целевыми средствами, указанными в пункте 19 настоящих Правил, участники казначейского сопровождения представляют в территориальные органы Федерального казначейства копии актов Правительства Российской Федерации, указанных в пункте 19 настоящих Правил.
21. При казначейском сопровождении целевых средств, указанных в подпункте "б" пункта 19 настоящих Правил, территориальные органы Федерального казначейства проводят проверку в соответствии с порядком санкционирования целевых средств в отношении выплат, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступающие участникам казначейского сопровождения при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности.
22. При казначейском сопровождении целевых средств, указанных в подпункте "а" и "в" пункта 19 настоящих Правил, территориальные органы Федерального казначейства проводят, в том числе проверки, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса.
23. Государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), подлежащие расширенному казначейскому сопровождению, в дополнение к условиям, определённым в пункт 6 настоящих Правил содержат условия, определенные подпунктом 2 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса.
24. В случае выявления нарушений в ходе проведения проверки, указанной в пункте 22 настоящих Правил, территориальные органы Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем установления факта нарушения, направляют государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) по государственному контракту, договору (соглашению) контракту (договору) информацию об указанном нарушении.
25. В случае выявления нарушений в ходе проведения проверок, указанных в пункте 22 настоящих Правил (за исключением проверок, предусмотренных абзацами вторым и четвертым подпункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса), территориальные органы Федерального казначейства в течение 5 рабочих дней после дня установления факта нарушений возвращают распоряжения без исполнения.
В случае выявления нарушений в ходе проведения проверок, предусмотренных абзацами вторым и четвертым подпункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса, представление распоряжения участниками казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства осуществляется на сумму денежных обязательств, в отношении которых нарушения не выявлены, вместе с актом проверки соответствия данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц по государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору), отраженных в бухгалтерском и управленческом учете, первичным учетным документам, документам-основаниям и информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренных договором (соглашением) (экономическая обоснованность затрат).
VII. Предоставление информации о казначейском сопровождении целевых средств в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство
26. Информация об операциях по зачислению и списанию целевых средств, отраженных на лицевых счетах, а также иная информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренная порядком санкционирования целевых средств, размещается в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.