Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации в части установления запрета на предоставление машин (в том числе самоходных машин, других видов техники) и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений и транспортировки древесины из леса, иным лицам"
(подготовлен Минприроды России 30.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 231 Лесного кодекса Российской Федерации в части установления запрета на предоставление машин (в том числе самоходных машин, других видов техники) и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений и транспортировки древесины из леса, иным лицам" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2.2 поручения Президента Российской Федерации от 07.06.2020 N Пр-933, подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.11.2020 N Пр-1816 по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 27.03.2020 N ВА-П11-3025, от 01.10.2020 N 9282п-П11, от 29.04.2021 N ВА-П11-5443.
Согласно статистическим данным, за период 2015 - 2019 годов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, к административной ответственности за незаконную рубку по статье 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) привлечено 15,8 тыс. лиц. Назначены административные штрафы на сумму 145,6 млн руб. В правоохранительные органы направлено 66,2 тыс. материалов по фактам незаконной рубки, ответственность за которую предусмотрена статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при проведении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлено, что почти все случаи незаконной рубки лесных насаждений и вывозки из леса незаконно заготовленной древесины (далее - незаконная рубка) совершаются с использованием машин (в том числе самоходных машин, других видов техники) и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений и транспортировки древесины из леса (лесозаготовительное оборудование).
При этом практика правоприменения показывает, что непосредственно незаконной рубкой в настоящее время занимаются преимущественно лица, не имеющие в собственности лесозаготовительного оборудования.
Лесозаготовительное оборудование, которое используют лица, привлеченные к ответственности за совершение незаконной рубки, обычно принадлежит третьим лицам (далее - правообладатели), которые сами непосредственно не являются участниками совершения указанных правонарушений, а предоставляют свое имущество лицам, осуществляющим незаконные рубки.
В случае задержания нарушителей с лесозаготовительным оборудованием, в том числе на месте совершения правонарушения, изъятое в качестве орудия совершения административного правонарушения лесозаготовительное оборудование возвращается его правообладателю.
В свою очередь, правообладатель, не несущий рисков, связанных с привлечением его к ответственности, а также с утратой принадлежащей ему собственности, неограниченное количество раз передает лесозаготовительное оборудование лицам, совершающим незаконную рубку, получая при этом доход от противоправной деятельности.
Необходимо отметить, что производительность лесозаготовительного оборудования постоянно повышается. Современное лесозаготовительное оборудование позволяет в течение часа провести незаконную рубку в объеме 50 куб. м, что достаточно для заготовки более 25 куб.м высококачественной древесины (средний объем древесины, вывозимый из леса за рейс автомобилем - лесовозом). Вред, причиняемый лесам и находящимся в них природным объектам такой незаконной рубкой, исчисляется сотнями тысяч рублей.
Так, средний размер вреда, причиненного одним фактом незаконной рубки составил: в 2015 году - 510 тыс. руб.; в 2016 году - 666 тыс. руб.; в 2017 году - 667 тыс. руб.; в 2018 году - 758 тыс. руб.; в 2019 году - 846 тыс. руб.
Учитывая изложенное, предотвращение незаконных рубок и причинения вреда лесным насаждениям в связи с использованием лесозаготовительного оборудования представляется невозможным без создания правовых условий для ликвидации материально-технической базы, используемой для совершения противоправных деяний.
В этой связи представляется целесообразным установить законопроектом запрет на предоставление правообладателями лесозаготовительного оборудования иным лицам в целях, не связанных с осуществлением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мероприятий по сохранению лесов, выполнением работ по лесоустройству, осуществлением рубок лесных насаждений и транспортировкой древесины из леса. Соответствующее изменение вносится в часть 4 статьи 231 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого 15.06.2021 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в третьем чтении).
При этом корреспондирующая норма об установлении административной ответственности (проектируемая статья 8.28 2 КоАП) в виде административного штрафа с конфискацией лесозаготовительного оборудования за нарушение запрета на пребывание в лесах с лесозаготовительным оборудованием, если отсутствуют законные основания для осуществления рубок лесных насаждений, предусмотренные Лесным кодексом, а равно за умышленное предоставление правообладателями указанного имущества иным лицам в целях, не связанных с осуществлением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мероприятий по сохранению лесов, выполнением работ по лесоустройству, осуществлением рубок лесных насаждений и транспортировкой древесины из леса, содержится в проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений и транспортировки древесины из леса, а равно за нарушение запрета на их предоставление иным лицам".
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов и не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В Государственной Думе и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.