Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 05.08.2021 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" (далее - проект федерального закона или законопроект) подготовлен Минтрансом России в соответствии с пунктом 142 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В настоящее время в структуре законодательства отсутствует федеральный закон, системно регулирующий правовые и организационные условия функционирования автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в Российской Федерации, а также обязательные требования в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Вместе с тем в сложившейся в Российской Федерации законодательной практике структурирование правового регулирования отношений на других видах транспорта предусматривает наличие законодательного акта, систематизирующего отраслевые правовые нормы.
Правоотношения в области воздушного транспорта, морского транспорта, внутреннего водного транспорта регулируются кодифицированными законодательными актами - кодексами (Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации). При этом структура правового регулирования в области морского транспорта предусматривает наличие отдельного федерального закона, регулирующего деятельность в морских портах (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Единство структуры отраслевого правового регулирования обеспечена включением в статью 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации отсылочной нормы права, фактически устанавливающей исключение из Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации прямых норм права, регулирующих деятельность в морских портах, и предусматривающей необходимость установления такого регулирования в самостоятельном федеральном законе.
Правоотношения в области внеуличного транспорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который, не являясь по своему наименованию кодексом, фактически представляет собой кодифицированный законодательный акт в области внеуличного транспорта.
Структура правового регулирования на железнодорожном транспорте включает несколько федеральных законов. Системообразующую роль играет Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", устанавливающий правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. При этом указанный Федеральный закон (статья 14) предусматривает правовое регулирование перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом не только этим федеральным законом, но и в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Таким образом, вопросы регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" отнесены к предмету правового регулирования Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Правовые нормы в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в настоящее время в законодательстве Российской Федерации разрознены и не структурированы.
По аналогии со структурой правового регулирования отношений на железнодорожном транспорте вопросы регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктуры при оказании услуг по перевозке автомобильным транспортом регулируются федеральным законом со специальным наименованием - уставом (Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Законодательным актом, устанавливающим обязательные требования на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте в части, касающейся безопасности дорожного движения, является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Вместе с тем правоотношения, возникающие на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, не ограничиваются гражданско-правовыми отношениями и отношениями в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В условиях отсутствия в системе правового регулирования отношений на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте законодательного акта, систематизирующего отраслевые правовые нормы, сложилась законодательная практика регулирования отдельных правоотношений на указанных видах транспорта самостоятельными федеральными законами. Так, например, приняты:
1) Федеральный закон от 24 тюля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";
2) Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 9 которого устанавливает регулирование правоотношений в сфере организации и осуществления перевозок легковыми такси;
3) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, в целях устранения пробелов в правовом регулировании в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", концепция которого предусматривает регламентацию гражданского-правовых отношений в отрасли, федеральным законодателем стали включаться правовые нормы, не имеющие гражданско-правового характера, что нарушает концепцию указанного федерального закона. Например, в указанный Федеральный закон были внесены изменения, которые предусматривают:
1) установление требований, связанных с осуществлением государственного надзора на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (статья 31);
2) установление особенностей лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (статья 32);
3) установление требований к организации формирования электронных перевозочных документов (статья 181).
Анализ действующих правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих правоотношения в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, свидетельствует о том, что ряд из них устанавливает обязательные требования без предоставления законодательными актами компетенции Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти на установление таких обязательных требований. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти только в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В целях устранения пробелов и внутренних противоречий в правовой регламентации отношений в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, связанных в том числе с разрозненностью отраслевых правовых норм, были проанализированы 3 следующих варианта систематизации правового регулирования указанных отношений:
1) принятие Кодекса автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта с интеграцией в его состав прямых правовых норм, содержащихся в настоящее время в различных федеральных законах, и признанием утратившими силу таких федеральных законов;
2) внесение комплексных изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", предусматривающих изменение концепции предмета правового регулирования такого Устава (переход от модели регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих на указанных видах транспорта, к модели регулирования различных правоотношений, в том числе трудовых, административных и др., по аналогии, например, с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
3) принятие федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте", который систематизирует правовые нормы в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устраняет пробелы и внутренние противоречия в таком регулировании при сохранении в структуре правового регулирования отрасли существующих федеральных законов, устанавливающих обязательные требования в отдельных подотраслях.
Признавая в целом перспективность систематизации правовых норм в рамках Кодекса (вариант 1), на данном этапе развития правового регулирования представляется целесообразным воздержаться от данного варианта вследствие текущей активной законотворческой деятельности по отдельным направлениям регулирования (например, в области легкового такси или организации регулярных перевозок пассажиров и багажа) и сделать акцент на выстраивании взаимосвязей и устранении противоречий между существующими элементами законодательной структуры регулирования, а также на ликвидации правовых пробелов.
Вариант 2, предусматривающий кодификацию правовых норм не через принятие кодекса, а через расширение предмета правового регулирования действующего федерального закона - Устава, нарушает сложившуюся в транспортном законодательстве традицию регулирования федеральным законом со специальным наименованием "устав" гражданско-правовых отношений и требует кардинальной переработки понятийного аппарата федерального закона вследствие того, что его положения будут распространяться не только на гражданско-правовые, но и на иные правоотношения.
Выбор варианта 3 связан с ориентацией на эволюционный подход к структурированию правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
По аналогии с системой законодательных актов на железнодорожном транспорте предлагается сохранить структуре отраслевого правового регулирования Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", обеспечив исключение из него норм, не связанных с регулированием гражданско-правовых отношений, и включение этих норм в федеральный закон "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте". В частности, предлагается:
1) в статье 6 законопроекта установить обязанность по использованию путевых листов (в настоящее время эта норма установлена в статье 6 Устава);
2) в статье 13 законопроекта установить особенности лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (в настоящее время эта норма установлена в статье 32 Устава);
3) в статье 7 законопроекта установить требования к организации оформления электронных перевозочных документов (в настоящее время эта норма установлена в статье 181 Устава);
4) в статье 28 законопроекта установить особенности осуществления контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (в настоящее время эта норма установлена в статье 31 Устава).
По аналогии с системой законодательных актов на морском транспорте предлагается обеспечить единство структуры отраслевого правового регулирования за счет включения в федеральный закон "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" ряда отсылочных норм права, согласно которым регулирование некоторых видов правоотношений осуществляется в соответствии с отдельными федеральными законами.
В частности, предлагается
1) в статье 11 установить, что регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом организуются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) в статье 14 установить, что перевозки пассажиров и багажа легковыми такси организуются и осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в случае принятия нового федерального закона, регулирующего правоотношения в области организации и осуществления перевозок легковыми такси (проект федерального закона в настоящее время рассматривается в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации), потребуется корректировка отсылочной нормы);
3) в статье 16 установить, что международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и, в случае осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проект федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" предполагает установление на уровне федерального закона прямых норм права, содержащих обязательные требования, взамен существующей в настоящее время практики установления таких требований в подзаконных актах. В частности, предлагается:
1) установить в статье 8 обязанность по размещению и креплению и багажа в транспортном средстве в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (в настоящее время эта норма установлена в Правилах обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России Приказ Минтранса России от 30 апреля 2021 г. N 145 в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ, и не имеет прямого законодательного подтверждения);
2) установить в статье 15 требования к организованным перевозкам групп детей автобусами (в настоящее время требование к соблюдению Правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок содержится в части 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ. Вместе с тем законодательно не раскрыто содержание обязательных требований, подлежащих исполнению при соблюдении указанных Правил);
3) установить в статье 17 требования к осуществлению перевозки опасных и скоропортящихся грузов, которые в настоящее время содержатся в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, и, как следствие, распространяются только на перевозки, осуществляемые по договорам перевозки и договорам фрахтования, но не на перевозки для собственных нужд владельцев транспортных средств без заключения таких договоров;
4) установить в статье 18, что перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях организуются и осуществляются в соответствии особенностями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (в настоящее время эта норма установлена в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России утвержденных приказом Минтранса России Приказ Минтранса России от 30 апреля 2021 г. N 145 в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и не имеет прямого законодательного подтверждения).
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2020 г. N Пр-742 необходимо принять меры по ускоренному внедрению онлайн-технологий в сфере автомобильной промышленности и транспортных услуг, включая переход на электронный документооборот при совершении сделок по реализации автотранспортных средств на территории Российской Федерации и внедрение новых цифровых государственных сервисов, в том электронного путевого листа.
Законопроектом предусматривается создание правовых условий для оформления путевых листов, договоров фрахтования, заказов и заявок на перевозки грузов в форме электронного документа в дополнение к иным электронным перевозочным документам, введение в оборот которых предусмотрено Федеральным законом от 2 июля 2021 г N 336-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
По экспертным оценкам ежегодно в Российской Федерации оформляется более полутора миллиардов путевых листов. Только в пересчете на чистые листы бумаги это составляет более 20 тысяч тонн. При средней стоимости листа бумаги формата А4 около 50 копеек в масштабах Российской Федерации это складывается в расходы бизнеса, составляющие более семисот пятидесяти миллионов рублей только на приобретение бумаги, без учета расходов ресурсов и рабочего времени на их заполнение.
Введение правовой возможности формирования электронных путевых листов, что обеспечивает реализацию пункта 59(4) Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Автонет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 535-р.
В статье 12 законопроекта устанавливаются особенности организации отправления автобусов с отдельных территорий при осуществлении перевозок пассажиров, иных лиц и багажа. В настоящее время подобное регулирование содержится в статье 38 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вместе с тем эта норма фактически не относится к предмету правового регулирования указанного Федерального закона, вследствие чего требуется ее перенос в законопроект, а также корректировка с учетом практики правоприменения статьи 38.
Законопроект устанавливает нормы трудового права (глава 5), в частности:
1) в части 3 статьи 19 устанавливается обязанность соответствия отдельных категорий работников автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (в настоящее время профессиональные и квалификационные требования установлены приказом Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 282 в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; в то же время не все из предъявляемых к работникам квалификационных требований связаны с обеспечением безопасности дорожного движения);
2) в части 6 статьи 19 устанавливается положение, согласно которому работники, впервые принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельному управлению транспортными средствами, после прохождения у работодателя стажировки;
3) в части 9 статьи 19 устанавливаются основания для отказа в приеме на работу и дополнительное по отношению к основаниям, предусмотренным в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации, основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (в настоящее время аналогичные нормы содержатся в транспортных кодексах и федеральных законах, регулирующих правоотношения на других видах транспорта);
4) в статье 20 предлагается синхронизировать подходы к определению должностных лиц, обязательных для назначения работодателем. Обязанность по назначению лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, в настоящее время содержится в части 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в целях систематизации норм, связанных с назначением работодателем отдельных должностных лиц, соответствующую норму предлагается исключить Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Консультанты по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом и лица, ответственные за организацию международных автомобильных перевозок, в настоящее время назначаются настоящее время в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников Содружества Независимых Государств соответственно). Соответствующие нормы предлагается инкорпорировать в федеральный закон;
5) учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами, законопроект устанавливает перечень работников и лиц, в отношении которых не проводится независимая оценка квалификации. К оценке квалификации таких работников и лиц предъявляются специальные требования, которые устанавливаются в статьях 22-24 законопроекта. В настоящее время порядок оценки квалификации таких работников и лиц утвержден приказами Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 283 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью", от 31 июля 2020 г. N 281 "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика", от 28 июля 2020 г. N 257 "Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" и от 30 июля 2020 г. N 265 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки". Вместе с тем отдельные положения указанных приказов Минтранса России требуют законодательного подтверждения с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) в статье 26 устанавливаются требования к стажу управления транспортными средствами, предъявляемые при осуществлении отдельных видов перевозок. В настоящее время указанные требования содержатся в приказе Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Вместе с тем указанные положения требуют законодательного подтверждения с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В целях предоставления общественным объединениям (организация) и иным некоммерческим организациям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, права обращения в суд в защиту прав и (или) законных интересов членов указанных объединений и организаций либо в защиту прав и (или) законных интересов неопределенного круга лиц, осуществляющих деятельность в указанной области, в законопроект включена статья 29.
Законопроектом уточняется отраслевой нормативный понятийный аппарат, который синхронизируется с терминами, используемыми в других федеральных законах. Так, например, впервые вводятся определения понятий "автомобильный транспорт" и "городской наземный электрический транспорт", при определении понятия "владелец транспортного средства" к кругу таких лиц допускается отнесение в установленных федеральным законом случаях владеющих транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятые лица).
Учитывая требования Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" к срокам вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также необходимое для издания подзаконных нормативных правовых актов время, предлагается установить отлагательный срок вступления в силу федерального закона - 1 марта 2023 года.
4. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта федерального закона имеет целью оптимизацию обязательных требований на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, в том числе уточнение их содержания, устранение их дублирования, установление обязательных требований в виде прямых норм права в федеральном законе или установлению четкой компетенции органов власти на установление тех или иных обязательных требований. Принятие законопроекта не направлено на установление новых обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) (в соответствии с пунктом 3 "б" Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 г. N Пр-294).
5. Оценка соответствия законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Реализация федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" не предусматривает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Мероприятие по созданию государственной информационной системы электронных перевозочных документов предусмотрено ведомственной программой цифровой трансформации Минтранса России на 2021-2023 г.г., одобренной на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 28 декабря 2020 г. N 35), в пределах средств, выделяемых на реализацию указанной программы.
Принятие проекта федерального закона не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований, устранение избыточных правовых норм, устранение правовых пробелов, переход к безбумажным сервисам позволит создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не окажут отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Федерального закона:
позволит уточнить компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Принятие проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" потребует изменения следующих федеральных законов:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
4. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" потребует принятия следующих федеральных законов:
1. Федеральный закон "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации".
2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в связи с принятием федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте").
Изменение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается синхронизировать с подготовкой нового Кодекса.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Принятие и реализация проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" повлечет необходимость:
1. Изменения следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации";
2. Принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, и порядке их направления в государственную информационную систему электронных перевозочных документов";
2) постановление Правительства Российской Федерации "О технических требованиях к информационным системам электронных перевозочных документов";
3) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке представления иной информации, связанной с обработкой электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов";
4) постановление Правительства Российской Федерации "О перечне органов государственной власти Российской Федерации, которым обеспечивается представление электронных перевозочных документов, сведений, содержащихся в них, и иной информации, содержащейся в государственной информационной системе электронных перевозочных документов, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия";
5) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке доступа органов государственной власти Российской Федерации и операторов информационных систем электронных перевозочных документов к информации, содержащейся в государственной информационной системе электронных перевозочных документов";
6) постановление Правительства Российской Федерации "О составе сведений, подлежащих передаче в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов, порядка, сроков и формата такой передачи";
7) постановление Правительства Российской Федерации "О перечне видов информации, представляемой в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, об условиях, порядке, сроках и форматах представления такой информации";
8) постановление Правительства Российской Федерации "Об определении порядка утверждения перечней грузов с особыми свойствами, перевозимых автомобильным транспортом, и порядка сопровождения такой перевозки вооруженной охраной";
9) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении особенностей организации и осуществления перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях, в том числе критериев отнесения территорий к горной местности".
10) приказ Минтранса России "Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", порядка оформления или формирования путевого листа и формата электронного путевого листа";
11) приказ Минтранса России "О порядке приема и рассмотрения заявлений юридических лиц о включении их в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов и об исключении их из указанного реестра, а также приложенных к таким заявлениям документов";
12) приказ Минтранса России "О порядке оценки соответствия юридических лиц требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 части 4 статьи 7 Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте";
13) приказ Минтранса России "О порядке принятия решений о включении юридических лиц в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов и об отказе во включении юридических лиц в указанный реестр";
14) приказ Минтранса России "О порядке принятия решений об исключении юридических лиц из реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов и об отказе в исключении юридических лиц из указанного реестра";
15) приказ Минтранса России "О порядке формирования и ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов";
16) приказ Минтранса России "Об утверждении форм заявлений, юридических лиц о включении их в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов и об исключении их из указанного реестра, и перечня прилагаемых к таким заявлениям документов";
17) приказ Минтранса России "Об утверждении требований к размещению и креплению груза и багажа в транспортном средстве автомобильного транспорта";
18) приказ Минтранса России "Об утверждении состава сведений, предусмотренных частью 8 статьи 12 Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте", и порядка их предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";
19) приказ МВД "Об утверждении требований к содержанию уведомления об организованной перевозке группы детей автобусом и заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения";
20) приказ Минтранса России "О порядке прохождения предрейсового инструктажа по обеспечению безопасности организованной перевозки группы детей автобусом";
21) приказ Минтранса России "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" в целях осуществления функций компетентного органа по выполнению обязательств, связанных с участием Российской Федерации в Соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Соглашении о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС)";
22) приказ Минобороны России "Об утверждении порядка перевозки грузов, в том числе опасных грузов, транспортными средствами автомобильного транспорта Вооруженных Сил Российской Федерации, а также подготовки и допуска водителей транспортных средств и специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом";
23) приказ Минтранса России "Об утверждении квалификационных требований к работникам, осуществляющим трудовую деятельность на должностях, указанных в частях 1 - 3 статьи 20 Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте", а также трудовую деятельность, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами";
24) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и лиц, претендующих на осуществление такой трудовой деятельности";
25) приказ Минтранса России "Об утверждении типового положения об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и лиц, претендующих на осуществление такой трудовой деятельности";
26) приказ Минтранса России "О порядке формирования и ведения квалификационного реестра работников и лиц, подтвердивших по результатам квалификационного экзамена свою квалификацию для осуществления трудовой деятельности на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения";
27) приказ Минтранса России "О порядке принятия решений об исключении из квалификационного реестра сведений о работниках или лицах, подтвердивших по результатам квалификационного экзамена свою квалификацию для осуществления трудовой деятельности на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения";
28) приказ Минтранса России "Об утверждении типового положения об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности";
29) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка аннулирования свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельств о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы";
30) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка ведения реестра курсов подготовки водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы";
31) приказ Минтранса России "Об утверждении типового положения об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности";
32) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка аннулирования свидетельств профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика";
3. Признания утратившими силу следующих актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
2) приказ Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 283 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью";
3) приказ Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов";
4) приказ Минтранса России от 15 января 2021 г. N 9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств";
5) приказ Минтранса России от 16 марта 2021 г N 84 "Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя";
Издание указанных актов направлено на реализацию положений федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте". Подготовку проектов этих актов будет осуществлять Минтранс России, за исключением приказа, указанного в подпункте 19 пункта 2, подготовку которого будет осуществлять МВД России, приказа, указанного в подпункте 22 пункта 2, подготовку которого будет осуществлять Минобороны России. Примерный срок подготовки проектов актов - 180 дней со дня вступления в силу федерального закона.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от "_____" ______________________г. N_______
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте".
2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации Зверева Дмитрия Станиславовича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте".
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.Мишустин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.