Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения"
(подготовлен Минздравом России 11.08.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (в части стратегических приоритетов).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением.
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 373; 2021, N 15, ст.2579).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___"________2021 г.
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы
Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан
За 12 месяцев 2020 года, по предварительной оценке Росстата, ожидаемая продолжительность жизни составила 71,5 года (снижение на 1,84 по сравнению с 2019 годом - 73,34 года).
В 2020 году по сравнению с 2019 годом в Российской Федерации отмечен рост показателя общей смертности на 18,6 % - до 14,6 на 1000 населения (в 2019 году - 12,3 на 1 000 населения), число умерших составило 2 138,6 тыс. человек и увеличилось на 340,3 тыс. человек.
В 2020 году негативные демографические тенденции - снижение ожидаемой продолжительности жизни, избыточная смертность обусловлены влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая явилась одним из сильнейших вызовов для системы здравоохранения за последнее столетие.
Младенческая смертность достигла своего исторического минимума и по данным Росстата, составила 4,5 на 1 000 родившихся живыми (снижение с 2018 по 2020 годы на 11,6 %). В 2020 году по сравнению с 2019 годом на 8,2 % снизилась детская смертность от 0 до 17 лет и составила 44,6 на 100 тыс. детского населения.
2020 год характеризовался сложной ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
Одними из основных противоэпидемиологических мероприятий было введение на территории страны требований по изоляции и самоизоляции граждан, а также приостановление проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения. Вследствие этого отмечено снижение числа зарегистрированных случаев заболеваемости в 2020 году.
Общая заболеваемость населения в 2020 году снизилась на 5,3 %, с 164 899,4 на 100 тыс. населения в 2019 году до 156 173,3 на 100 тыс. населения - в 2020 году.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом выросла общая заболеваемость только по классу болезней органов дыхания (на 2,7 %).
Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения в Российской Федерации снизилась на 6,7 %, новообразованиями - на 5,3 %.
Проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения возобновилось в субъектах Российской Федерации только в третьем квартале 2020 года после некоторого смягчения противоэпидемических мер. В результате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определена группа взрослого населения из общего числа заболеваний с впервые в жизни установленным диагнозом (111 296 133 заболевания) 3 099 121 заболевание или 2,8 % (в 2019 году из 114 512 153 заболеваний выявлено при профилактических медицинских осмотрах и при диспансеризации определенных групп взрослого населения 5 569 390 заболеваний или 4,9 %).
В настоящее время отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения. Имеются населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи.
В регионах отмечается дефицит фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, а также врачебных амбулаторий. Труднодоступные территории страны недостаточно охвачены санитарно-авиационной эвакуацией, и выездами бригад передвижных медицинских комплексов.
Часто выявляется формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении.
Кроме того, требует дальнейшего развития система защиты прав застрахованных лиц при получении медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации.
Медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием. Большинство субъектов Российской Федерации имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала, в связи с чем отмечается необходимость перехода на новую систему оплаты труда медицинских работников, а также создание условий для закрепления медицинского персонала в сельской местности.
Сохраняются проблемы с обеспечением граждан лекарственными препаратами, обусловленные ограниченными финансовыми ресурсами. Для их решения требуется, в том числе, совершенствование организационных процессов, в том числе, внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.
До настоящего времени не все медицинские организации страны, в том числе врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан помимо необходимости решения существующих проблем связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим, структура государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Госпрограмма) должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие прорыв отечественной системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 (далее - Стратегия), целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;
повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию, и лекарственное обеспечение;
обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;
повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;
развитие системы мониторинга биологических рисков для предупреждения биологических угроз и реагирования на них;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развитие системы социально-гигиенического мониторинга.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474) определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года (далее - Единый план).
Цели проекта новой редакции Госпрограммы и их значения по годам реализации гармонизированы с Единым планом:
Цель 1 - Снижение смертности населения от всех причин смерти до 11,4 на 1000 населения к 2030 году;
Цель 2 - Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
Цель 3 - удовлетворенность доступностью медицинской помощи, %.
Также в состав показателей Госпрограммы включены все показатели Единого плана, относящиеся к Госпрограмме и ее структурным элементам.
Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны здоровья граждан и сфере государственного управления Российской Федерации
Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
В рамках Указа N 474:
создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе
в малонаселенных пунктах, развитие сети медицинских организаций первичного звена в малонаселенных пунктах, приобретение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах (федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи");
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам
с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям (федеральные проекты "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям");
ликвидация дефицита медицинских работников (федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами");
развитие информационных и телемедицинских технологий
в здравоохранении (федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)") и других.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" будет продолжена реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года будут реализованы проекты (инициативы) социально-экономического развития Российской Федерации по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения населения и развития инновационных направлений медицинской науки.
Будет продолжена реализация Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254.
В Стратегии определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие, в том числе:
строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках Стратегии лекарственного обеспечения, утвержденной приказом Минздрава России от 13 февраля 2013г. N 66, будет продолжена реализация мероприятий, направленных повышение удовлетворенности населения доступностью лекарственного обеспечения.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий федеральных проектов национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", а также комплексов процессных мероприятий Госпрограммы.
Кроме того, с учетом сложившейся в 2020 году ситуации с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 одними из ближайших приоритетных задач реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан будут:
предупреждение распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
поддержание готовности системы здравоохранения к оказанию медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями;
разработка иммунобиологический лекарственных препаратов и обеспечение иммунопрофилактики граждан Российской Федерации;
модернизация инфекционной службы;
восстановление плановой работы медицинских организаций, перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения, активизация диспансерного наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями.
Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Указом N 474 определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Указанная цель декомпозирована в Едином плане на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение.
Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ (для государственных программ)
Реализация мероприятий структурных элементов Госпрограммы будет осуществляться с учетом необходимости достижения показателей в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, не ниже среднероссийского уровня (использование повышающих коэффициентов при расчете объема межбюджетных трансфертов и прочее).
Реализация мероприятий новой редакции Госпрограммы оказывает влияние на достижение показателей комплексных программ Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", "Социально-экономическое развитие Калининградской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.