Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 11.08.2021 г.)
В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 403-ФЗ) в случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.
При этом следует указать, что в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда посредством индексации производимых выплат, направленный на восполнение понесенных материальных потерь в ситуации причинения лицам увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Так, частью 7 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") предусмотрен перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации (выплачиваемой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции) с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом, исходя из части 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оклад денежного содержания состоит из должностного оклада и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием.
Вместе с тем Федеральный закон N 403-ФЗ, регламентирующий деятельность Следственного комитета Российской Федерации (в том числе по вопросам обеспечения предоставления мер правовой защиты и социальной поддержки сотрудникам данного федерального государственного органа), положений, устанавливающих порядок, условия, размеры индексации ежемесячных компенсационных выплат, то есть их увеличение, обусловленное ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов, применительно к указанной категории федеральных государственных служащих, не содержит.
Отсутствие аналогичного механизма возмещения вреда сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, выраженного во включении в Федеральный закон N 403-ФЗ нормы об индексации компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со служебной деятельностью, ставит граждан, уволенных со службы в Следственном комитете Российской Федерации, в неравные условия по сравнению с лицами, уволенными со службы в полиции в случае установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в соответствующем федеральном органе исполнительной власти.
Таким образом, редакция (далее - законопроект) пункта 3 законопроекта обеспечит соблюдение принципа единства правовых и организационных основ государственной службы в рамках реализации прав граждан, замещавших должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах.
Ввиду того, что для статьи 36 Федерального закона N 403-ФЗ принципиальным является определение понятия "исполнение служебных обязанностей", рассматриваемое законодателем в качестве одного из условий признания сотрудника Следственного комитета Российской Федерации застрахованным и последующего производства ему страховых и компенсационных выплат, а также в целях применения равного объема мер социального обеспечения к лицам, замещающим должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах, часть 10 указанной структурной единицы законопроектом предлагается дополнить нормой, корреспондирующейся с требованиями статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Статья 10 Федерального закона N 52-ФЗ закрепляет на законодательном уровне механизм защиты интересов участников отношений по обязательному государственному страхованию, создавая условия для исключения потенциально возможных злоупотреблений с их стороны, посредством определения перечня оснований, освобождающих страховщика от выплаты страховой суммы.
При этом необходимо учесть, что при формировании перечня законодатель исходил из общего принципа освобождения страховщика от исполнения соответствующей обязанности, в силу которого его действия считаются легитимными, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (статья 963 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К основаниям, освобождающим страховщика от выплаты страховой суммы, статьей 10 Федерального закона N 52-ФЗ отнесено, в том числе, нахождение страхового случая в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица.
Использование в статье 10 Федерального закона N 52-ФЗ указанной конструкции обеспечивает возможность объективной оценки всех обстоятельств произошедшего.
Таким образом, конкретизация положений части 10 статьи 36 Федерального закона N 403-ФЗ в случае дополнения формулировкой, тождественной по смыслу нормам статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ в части касающейся (пункт 4 законопроекта), позволит исключить неоднозначность ее толкования и, как следствие, формирование противоречивой правоприменительной практики, а также защитить интересы сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрен механизм последующего взыскания выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц.
На основании изложенного, часть 5 и 6 статьи 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" в редакции пунктов 1 и 2 законопроекта дополнена соответствующими положениями.
Аналогичные гарантии предусмотрены частями 6, 8 статьи 43 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующих виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Вносимые законопроектом изменения в Федеральный закон N 403-ФЗ на достижение целей государственных программ Российской Федерации не повлияет.
Кроме того, законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.