Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О согласовании сделки по продаже объекта недвижимого имущества в морском порту Усть-Луга, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт"
(подготовлен Минтрансом России 12.08.2021 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О согласовании сделки по продаже объекта недвижимого имущества в морском порту Усть-Луга, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" (далее - проект постановления) подготовлен Минтрансом России.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Основной задачей ФГУП "Росморпорт" (далее - Предприятие) является содействие развитию морской транспортной инфраструктуры Российской Федерации и повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективной эксплуатации, содержания и развития закрепленного за Предприятием федерального имущества в морских портах.
Объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения, расположены как в границах территории морских портов Российской Федерации, на которые распространяет свое действие Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), так и вне их границ.
На балансе Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" находится объект федерального недвижимого имущества - гидротехническое сооружение. Искусственно образованная территория контейнерной составляющей Автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском порту Усть-Луга (кадастровый номер 47:20:0000000:6010) (далее - Объект).
Часть Объекта, площадью 125 702,00 кв. м, расположена на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0223002:0073. Указанный земельный участок передан во временное владение и пользование ФГУП "Росморпорт". Под оставшейся частью Объекта, площадью 193 291,00 кв. м, земельный участок не формировался, так как эта часть земельного участка находится в акватории морского порта Усть-Луга.
Объект создавался в период с мая 2003 года по ноябрь 2009 года в рамках проекта "Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в морском порту Усть-Луга" (далее - Проект) как искусственно образованная территория с помощью гидронамыва песчаным грунтом, извлекаемым при дноуглубительных работах. Объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 31.12.2009 N 1545/02.
Объект представляет собой искусственно образованную территорию с асфальтовым покрытием и по сути своей не является гидротехническим сооружением. Конструктивно Объект представляет собой территорию намытую и отсыпанную грунтом в границах координат, определенных Проектом.
Согласно Проекту назначение Объекта - для устройства основания под верхнее покрытие площадки терминалов. Объект не граничит с морем и водными ресурсами.
Со стороны моря по фронту Объекта созданы портовые гидротехнические сооружения - Причал N 52 (строительный N 3) и Причал N 53 (строительный N 4) (далее - Причальные сооружения), принадлежащие на праве собственности ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал".
Строительство Причальных сооружений и достройка Объекта осуществлялась ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" в соответствии с Проектом.
Конструктив Причальных сооружений представляет собой заанкерный больверк, анкерная стенка которого располагается вдоль линии границы дамб берегоукрепления Объекта. Анкерные тяги Причальных сооружений, установленные на отметке+0,500 м, расположены непосредственно в теле Объекта. Исходя из этого, ремонтно-восстановительные работы Объекта невозможно выполнять, не затрагивая территорию Причальных сооружений.
Необходимо отметить, что все решения, содержащиеся в Проекте, принимались исходя из неразрывной конструктивной и функциональной связи между Объектом и Причальными сооружениями.
Так, Причальные сооружения защищают Объект от размыва водами Финского залива акватории морского порта Усть-Луга, заменяя собой защитные оградительные дамбы Объекта и фактически выполняя защитную функцию. Таким образом, существование Объекта, как целостного сооружения с проектными характеристиками, без Причальных сооружений невозможно.
Вместе с тем, Причальные сооружения также не могут существовать без Объекта, так как без Объекта не будет обеспечена устойчивость их конструктивных элементов (тыловой анкерной стенки, элементов обустройства и верхнего покрытия).
По итогам ввода в эксплуатацию Объект был передан во временное владение и пользование ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" по договору аренды от 12.08.2010 N 350/ДО-10 сроком на 49 лет (далее - Договор аренды). Ставка арендной платы по Договору аренды составляет 46 749 984,00 рублей в год (без учета НДС).
Договор аренды был заключен с ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" без проведения конкурентных процедур на основании выданного Росморречфлотом заключения от 29.06.2010 N АД-27/6350 о наличии неразрывной технологической связи между Объектом и Причальными сооружениями в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Закона о морских портах.
Единый технологический процесс оказания услуг в порту Усть-Луга в части осуществления грузовых операций обеспечивается ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" посредством Объекта и Причальных сооружений.
Так, перегрузка крупнотоннажных контейнеров, генеральных грузов, насыпных грузов (далее - Груз) с морских судов на склад и обратно осуществляется подъемными сооружениями, расположенными на Причальных сооружениях, на технологический транспорт, который транспортирует Груз по технологическим проездам на склад, расположенный на Объекте и находящийся в собственности Общества. На складе Груз перегружается подъемными сооружениями для хранения/технологического накопления. Далее Груз, расположенный на складе, перегружается на автомобильные транспортные средства для дальнейшей транспортировки.
Кроме того, в период действия Договора аренды в рамках реализации Проекта на Объекте были построены объекты инфраструктуры морского порта Усть-Луга, находящиеся в собственности Общества, и также задействованные в обеспечении единого технологического процесса по оказанию услуг в морском порту Усть-Луга.
Так, например, в теле Объекта располагаются очистные сооружения поверхностных сточных вод, сети хозяйственной бытовой канализации, сети ливневой канализации и сети водоснабжения и теплоснабжения, находящиеся в собственности ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал". Подземное расположение данных объектов обусловлено защитой от промерзания.
При этом очистные сооружения, сети хозяйственной бытовой и ливневой канализаций проходят через Объект к Причальным сооружениям, фактически являются единой системой, предназначенной для предотвращения загрязнения акватории Финского залива при осуществлении грузовых операций.
Таким образом, Объект, Причальные сооружения и вышеуказанные объекты инфраструктуры, расположенные на Объекте, в своей совокупности образуют единый технологический комплекс по перегрузке крупнотоннажных контейнеров, генеральных грузов, насыпных грузов в морском порту Усть-Луга.
Кроме того, Договор аренды не содержит условия о проведении периодической переоценки имущественного права пользования по договору аренды, так как Договор аренды был заключен до разработки Минтрансом России рекомендованной формы договора аренды объектов инфраструктуры морского порта, согласно которой было установлено право арендодателя на проведения переоценки ставки арендной платы не чаще 1 раза в 3 года (письмо Минтранса России от 01.09.2010 N ОВ-22/1931).
Согласно п. 3.2.3 Договора аренды арендная плата может быть изменена после утверждения соответствующим уполномоченным органом методических документов по определению рыночной стоимости прав собственности и рыночной стоимости прав пользования (рыночной арендной ставки) объектами инфраструктуры морских портов - один раз в 3 года на основании отчета об оценке. До настоящего времени указанные методические документы не утверждены.
ФГУП "Росморпорт" неоднократно предлагало арендатору внести изменения в Договор аренды в части установления права арендодателя по проведению переоценки ставки арендной платы не чаще 1 раза в 3 года (без утверждения методических документов), а также условия о ежегодной индексации арендной платы. Указанные предложения Предприятия арендатором были отклонены.
При этом арендатором было отказано Предприятию в исключении из Договора аренды условия о необходимости утверждения методических документов для проведения переоценки ставки арендной платы.
В этой связи до утверждения уполномоченным органом методических документов по определению рыночной стоимости прав собственности и рыночной стоимости прав пользования (рыночной арендной ставки) объектами инфраструктуры морских портов проведение переоценки по Договору аренды не представляется возможным.
Также Договор аренды не содержит условия об индексации арендной платы за пользование находящимся в государственной собственности объектом инфраструктуры морского порта, так как при заключении Договора аренды ставка арендной платы была рассчитана с учетом прогноза инфляции на 3 года.
Таким образом, у ФГУП "Росморпорт" фактически отсутствуют основания для приведения ставки арендной платы по Договору аренды в соответствие с рыночными значениями до окончания срока его действия.
Кроме того, необходимо отметить, что затраты Предприятия на содержание Объекта в 2020 году составили 37% от годовой арендной платы (амортизация, налог на имущество и иные расходы), что составляет 17 351 149,82 рублей. В связи с этим размер арендных платежей по Договору аренды за вычетом расходов и амортизации в 2020 году составил 29 398 834,18 рублей в год.
Вместе с тем, согласно отчету об оценке от 30.04.2021 N 3575/21, подготовленному ООО "ИПП", рыночная стоимость предлагаемого к реализации Объекта составляет 615 200 000,00 рублей (без учета НДС). Данные указанной оценки подтверждены экспертным заключением от 01.06.2021 N ЭП-270521-1/2, выполненным Ассоциацией "СРОО "ЭС".
Доходы Предприятия от реализации Объекта, а также высвобождаемые за счет экономии на его содержание денежные средства, обеспечат дополнительные источники для финансирования мероприятий по созданию и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Предприятием, включенных в программу деятельности Предприятия на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.
Так, доходы Предприятия от реализации Объекта планируется направить на обустройство и техническое оснащение морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Калининград (участок в г. Пионерский) в рамках комплекса работ по стройке "Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград. Международный морской терминал для приёма круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский, Калининградской области".
Мероприятие "Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград. Международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский, Калининградской области" (далее - Мероприятие, Терминал) предусмотрено Государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596, и включено в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р.
ФГУП "Росморпорт" расторгло с ООО "Больверк" государственный контракт от 19.12.2017 N 731/ДО-17 на разработку рабочей документации и выполнение работ по строительству Терминала и инвестиционное соглашение от 20.12.2017 N 746/ДО-17 в связи с неудовлетворительным выполнением генподрядчиком своих обязательств.
Завершение строительства Терминала планируется в рамках бюджетных ассигнований (5 375 млн. руб.) и собственных средств ФГУП "Росморпорт".
Обустройство и техническое оснащение морского пункта пропуска будет осуществляться за счет собственных средств ФГУП "Росморпорт".
Завершение реализации Мероприятия позволит:
- устранить существующие инфраструктурные ограничения портов Калининградской области по обслуживанию паромных судов длиной свыше 200 м;
- повысить конкурентоспособность портовой инфраструктуры региона в борьбе за российские грузы, переваливаемые транзитом через порты Прибалтийских стран;
- обеспечить транспортную независимость и безопасность Калининградской области в условиях напряженной геополитической обстановки в Балтийском регионе;
- увеличить туристическую привлекательность региона.
Таким образом, получение единовременного платежа от реализации Объекта позволит использовать данные средства для завершения реализации Мероприятия, что приведет к положительному экономическому эффекту для Предприятия, а также позволит сократить использование заемных средств для покрытия затрат на вышеуказанные мероприятия и снизить долговую нагрузку на Предприятие.
Кроме того, реализация Объекта ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" не повлияет на конкурентоспособность в морском порту Усть-Луга, не будет препятствовать деятельности остальных участников рынка, а также послужит стимулом для развития и совершенствования портовой инфраструктуры морского порта Усть-Луга.
Вместе с тем, реализация Объекта третьему лицу может потенциально привести к нарушению единого технологического процесса по переработке грузов в морском порту Усть-Луга с использованием Объекта, Причальных сооружений и объектов недвижимого имущества, расположенных на Объекте и находящихся в собственности ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал".
При этом в случае прекращения деятельности Усть-Лужского контейнерного терминала по причине отсутствия договоренности между новым владельцем Объекта и ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал", потери ФГУП "Росморпорт" только от недополученных портовых сборов составят в среднем 100 млн. руб. в год.
Касательно ограничения оборотоспособности Объекты необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о морских портах портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Объект не взаимодействует с водной средой и не предназначен для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов, в связи с чем он не соответствует указанному понятию "портовые гидротехнические сооружения".
Частью 1 статьи 29 Закона о морских портах установлен перечень объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а именно: подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ; радиолокационные системы управления движением судов; объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности; средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей; объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством.
Согласно части 2 статьи 29 Закона о морских портах не подлежат отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность находящиеся в государственной собственности следующие объекты инфраструктуры морского порта: берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, за исключением причалов, предназначенных для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки; объекты инфраструктуры морского порта, используемые для обеспечения деятельности органов государственного контроля (надзора); железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, инженерные коммуникации, используемые при эксплуатации двух и более морских терминалов; ледоколы, за исключением атомных ледоколов, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки, специальные спасательные суда.
Объект представляет собой искусственно образованную территорию с асфальтовым покрытием и не относится к объектам, указанным в частях 1 и 2 статьи 29 Закона о морских портах.
Таким образом, на Объект не распространяются ограничения, предусмотренные статьей 29 Закона о морских портах.
С учетом вышеизложенного, проектом постановления предлагается согласовать сделку по продаже Объекта ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" без проведения конкурентных процедур.
3. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" проект постановления размещен на сайте regulation.gov.ru в целях организации публичного обсуждения.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления направлено на предоставление Росморречфлоту права на согласование сделки по продаже объекта федерального имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения, что позволит увеличить доходы Предприятия за счет поступления денежных средств от их реализации, а также снизить затраты Предприятия на содержание данного имущества и, как следствие, увеличить доходы бюджетов разного уровня за счет налоговых и неналоговых поступлений.
Принятие проекта постановления будет способствовать развитию морского порта Усть-Луга.
Реализация проекта постановления не потребует выделения средств из федерального бюджета.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
9. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Реализация проекта постановления путем продажи Объекта послужит стимулом для развития и совершенствования портовой инфраструктуры ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал", а также будет иметь положительный экономический эффект для Предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.