Проект Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ "Об утверждении Порядка управления качеством государственных данных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными"
(подготовлен Минцифры России 12.08.2021 г.)
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 733 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 21, ст. 3585) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок управления качеством государственных данных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными".
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министр |
М.И. Шадаев |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от "__" __________ 2021 г. N ____
Порядок
управления качеством государственных данных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Порядок управления качеством государственных данных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - Порядок) определяет механизмы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний и иных организаций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления в установленной сфере деятельности (далее - органы и организации государственного сектора), и оператора федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа) в целях управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы.
2. Для целей Порядка применяются следующие термины и определения:
"качество государственных данных" - степень, в которой совокупность присущих государственным данным характеристик отвечает соответствующим требованиям;
"показатель (измерение) качества государственных данных" - измеримое свойство или характеристика государственных данных, находящееся в зависимости с их качеством;
"набор государственных данных" - идентифицированная совокупность государственных данных, содержащихся в информационных системах органов или организаций государственного сектора, сведения о которой включены в реестр информационных ресурсов;
"информационный источник государственных данных" - информационная система, государственные данные из которой размещаются на витрине данных органа или организации государственного сектора (далее - витрина данных);
"эталонные государственные данные" - государственные данные, формируемые или изменяемые в информационном ресурсе при первичной регистрации (учете) действий, фактов и событий, имеющих юридическое значение, в соответствии с установленными полномочиями;
"базовые государственные информационные ресурсы" - информационные ресурсы, в которых формируются эталонные государственные данные. В базовые государственные информационные ресурсы могут дополнительно включаться дублирующие и иные государственные данные;
"дублирующие государственные данные" - государственные данные, включаемые в информационный ресурс в соответствии с эталонными государственными данными базовых государственных информационных ресурсов;
"сверка государственных данных" - сопоставление дублирующих и эталонных государственных данных на предмет непротиворечивости;
"индикатор качества государственных данных" - измеряемая или вычисляемая характеристика качества государственных данных, соответствующая показателю качества государственных данных;
"критерий определения уровня качества государственных данных для индикатора качества государственных данных" - граничные значения индикатора качества государственных данных, устанавливаемые обладателем государственных данных;
"набор проверок качества государственных данных" - именованная совокупность правил контроля качества государственных данных, предназначенных для проверки качества государственных данных, размещаемых на витрине данных или представляемых в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы (далее - ПИАО);
"претензия к качеству государственных данных" - обращение пользователя государственных данных, формируемое посредством единой информационной платформы, о несоответствии качества государственных данных, представляемых обладателями государственных данных, его требованиям.
3. Управление качеством государственных данных осуществляется путем выполнения обладателем государственных данных следующих действий:
а) формирование правил контроля качества государственных данных;
б) осуществление первичной (инициативной) проверки качества государственных данных, размещаемых на витрине данных;
в) формирование отчета о качестве государственных данных, размещаемых на витрине данных, по результатам выполнения первичной (инициативной) проверки их качества;
г) осуществление регулярной проверки качества государственных данных;
д) формирование и решение инцидентов качества государственных данных;
е) формирование и решение претензий к качеству государственных данных;
ж) осуществление регулярного мониторинга соответствия установленным правилам контроля качества государственных данных.
II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ единой информационной платформы
4. Контроль качества государственных данных с использованием единой информационной платформы осуществляется в отношении государственных данных, размещаемых на витрине данных, или представляемых в ПИАО.
5. Контроль качества государственных данных осуществляется в разрезе следующих показателей качества государственных данных:
полнота - степень заполненности наборов государственных данных на уровне записей и полей записей набора государственных данных;
актуальность - соответствие оцениваемых государственных данных государственным данным в информационном источнике государственных данных;
непротиворечивость - согласованность логических единиц государственных данных внутри набора государственных данных, а также отсутствие расхождений между логическими единицами государственных данных, содержащимися в различных наборах государственных данных;
связанность - ссылочная целостность и уникальность государственных данных.
6. Качество государственных данных измеряется по шкале, состоящей из двух значений: "высокое качество" и "низкое качество".
7. Оценка качества государственных данных по каждому показателю качества государственных данных осуществляется на основе значений индикаторов качества государственных данных, соответствующих показателю качества государственных данных.
8. Обладатель государственных данных разрабатывает индикаторы качества государственных данных с учетом требований, определенных Методическими рекомендациями по обеспечению качества государственных данных, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
9. Расчет уровня качества государственных данных для индикатора качества государственных данных осуществляется с использованием критерия определения уровня качества государственных данных в отношении индикатора качества государственных данных.
10. Уровень качества государственных данных для показателя качества государственных данных принимает значение "высокое качество" в случае, если уровни качества государственных данных для всех соответствующих указанному показателю индикаторов качества государственных данных будут иметь значение "высокое качество".
Во всех остальных случаях уровень качества государственных данных для показателя качества государственных данных принимает значение "низкое качество".
III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ
11. Определение уровня качества государственных данных в отношении отдельного индикатора качества государственных данных осуществляется в единой информационной платформе на основании регламентированного запроса, который реализует алгоритм расчета значения индикатора качества государственных данных и применения критерия определения уровня качества государственных данных для индикатора качества государственных данных (далее - правило контроля качества государственных данных).
12. Правила контроля качества государственных данных в единой информационной платформе могут создаваться:
обладателем государственных данных - в отношении государственных данных, размещаемых на витрине данных;
оператором единой информационной платформы - в отношении государственных данных, размещаемых на витрине данных, либо представляемых в ПИАО, либо публикуемых в форме открытых данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
пользователем государственных данных, обладающим правом запрашивать государственные данные по определенной тематике для представления в ПИАО в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности и поддержки принятия управленческих решений, - в отношении государственных данных, представляемых в ПИАО.
13. Правила контроля качества государственных данных формируются обладателями государственных данных исходя из разработанных индикаторов качества государственных данных и установленных для них критериев определения уровня качества государственных данных формируют посредством единой информационной платформы в составе набора проверок качества государственных данных.
Для создания правил контроля качества государственных данных могут быть использованы шаблоны типовых правил контроля качества государственных данных, перечень которых ведется в единой информационной платформе.
14. Регламентированный запрос, формируемый в целях создания правила контроля качества государственных данных, подлежит согласованию в единой информационной платформе обладателем государственных данных в соответствии с Порядком представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы и обмена государственными данными с использованием витрин данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.
15. Правила контроля качества государственных данных, созданные обладателем государственных данных, должны определять уровни качества государственных данных для каждого из показателей качества государственных данных, указанных в пункте 5 Порядка, при их применимости.
16. В случае если государственные данные, размещаемые на витрине данных, являются дублирующими и соответствующие эталонные государственные данные размещены на действующей версии витрины данных, обладатель государственных данных создает правила контроля качества государственных данных, реализующие сверку государственных данных, размещаемых на витрине данных, с соответствующими эталонными (первичными) государственными данными.
17. При формировании правил контроля качества государственных данных обладатель государственных данных для каждого правила контроля качества государственных данных приводит следующие сведения:
а) применяемые алгоритмы расчета значения индикатора качества государственных данных;
б) используемые критерии определения уровня качества государственных данных для индикатора качества государственных данных;
в) соответствующий показатель качества государственных данных;
г) режим запуска проверок с использованием правил контроля качества государственных данных (ручной режим или автоматический режим);
д) периодичность запуска таких проверок (в случае проверки в автоматическом режиме);
е) регламентированный запрос, формируемый в целях создания правила контроля качества государственных данных (при определении уровня качества государственных данных, размещаемых на витрине данных);
ж) SQL-запрос, формируемый в целях создания правила контроля качества государственных данных (при определении уровня качества государственных данных, представляемых в ПИАО).
18. Обладатели государственных данных посредством единой информационной платформы могут протестировать созданные правила контроля качества государственных данных с использованием государственных данных, размещаемых на витрине данных, либо на основе тестовых данных, создаваемых и размещаемых на специальной тестовой витрине данных в единой информационной платформе.
19. После завершения формирования набора проверок качества государственных данных обладатель государственных данных посредством единой информационной платформы направляет набор проверок качества государственных данных на согласование оператору единой информационной платформы.
20. Оператор единой информационной платформы осуществляет верификацию набора проверок качества государственных данных на предмет корректности составления правил контроля качества государственных данных, входящих в состав набора проверок качества государственных данных.
21. По результатам верификации оператор единой информационной платформы принимает решение о согласовании набора проверок качества государственных данных либо отказывает в согласовании с обоснованием и предложениями по доработке, с автоматическим уведомлением обладателя государственных данных посредством единой информационной платформы.
22. В случае отказа в согласовании набора проверок качества государственных данных обладатель государственных данных дорабатывает правила контроля качества государственных данных в соответствии с пунктами 13-18 Порядка и направляет набор проверок качества государственных данных на повторное согласование оператору единой информационной платформы.
23. В случае согласования набора проверок качества государственных данных оператором единой информационной платформы правила контроля качества государственных данных становятся доступными для их выполнения с заданным режимом запуска проверок в соответствии с подпунктом "г" пункта 17 Порядка.
24. После создания обладателем государственных данных версии витрины данных, а также после согласования структуры наборов государственных данных, представляемых в ПИАО, либо публикуемых в форме открытых данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оператор единой информационной платформы автоматически создает следующие стандартные правила контроля качества государственных данных:
правило проверки доступности государственных данных, размещаемых на витрине данных, либо представляемых в ПИАО, либо публикуемых в форме открытых данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
правило проверки структуры государственных данных на предмет их соответствия модели государственных данных.
25. Правила контроля качества государственных данных, созданные оператором единой информационной платформы в соответствии с пунктом 24 Порядка, доступны обладателям государственных данных в единой информационной платформе.
IV. МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ
26. Проверка качества государственных данных с использованием единой информационной платформы осуществляется посредством выполнения правил контроля качества государственных данных в одном из двух режимов:
а) в ручном режиме;
б) в автоматическом режиме.
27. Проверка качества государственных данных в ручном режиме осуществляется в следующих случаях:
а) в целях проверки алгоритмов контроля качества государственных данных;
б) при первичной оценке качества государственных данных, размещаемых на витрине данных;
в) при первичной оценке качества государственных данных, представляемых в ПИАО;
г) по инициативе обладателя государственных данных либо оператора единой информационной платформы.
28. Инциденты качества государственных данных по итогам проверки качества государственных данных в ручном режиме не формируются.
29. Проверка качества государственных данных в автоматическом режиме осуществляется периодически в отношении государственных данных, размещаемых на витринах данных, или представляемых в ПИАО.
30. По итогам проверки качества государственных данных в автоматическом режиме могут формироваться инциденты качества государственных данных в соответствии с пунктом 39 Порядка.
V. ПЕРВИЧНЫЕ И ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ
31. Первичная проверка качества государственных данных, размещаемых на витрине данных, осуществляется обладателем государственных данных в срок не более пяти рабочих дней после создания версии витрины данных. По результатам выполнения первичной проверки качества государственных данных, размещаемых на витрине данных, обладателем государственных данных формируется отчет о качестве государственных данных, размещаемых на витрине данных, посредством единой информационной платформы.
32. Отчет обладателя государственных данных о качестве государственных данных должен содержать:
а) результаты выполнения правил контроля качества государственных данных, входящих в состав набора проверок качества государственных данных для версии витрины данных, которые представлены в журнале выполнения проверок, автоматически формируемом оператором единой информационной платформой;
б) предложения по изменению состава набора проверок качества государственных данных, направленные на повышение эффективности проверок качества государственных данных, размещаемых на витрине данных;
в) перечень и описание мероприятий, направленных на улучшение качества государственных данных, размещаемых на витрине данных, включая мероприятия, имеющие целью устранение наличия и возможное появление государственных данных низкого качества в информационных источниках государственных данных, размещаемых на витрине данных.
В случае если государственные данные, размещаемые на витрине данных, являются дублирующими государственными данными, отчет должен включать мероприятия, направленные на:
приведение определений, структур и форматов представления дублирующих государственных данных в соответствие с определениями, структурами и форматами представления эталонных государственных данных (гармонизация государственных данных);
замену дублирующих государственных данных ссылками на эталонные государственные данные (дедупликация государственных данных).
33. Отчет обладателя государственных данных о качестве государственных данных направляется оператору единой информационной платформы посредством единой информационной платформы.
34. Оператор единой информационной платформы в течение пяти рабочих дней принимает решение о публикации отчета обладателя государственных данных о качестве государственных данных в единой информационной платформе либо направляет обоснованные предложения по доработке отчета обладателя государственных данных посредством единой информационной платформы.
35. В случае получения предложений по доработке отчета обладателя государственных данных о качестве государственных данных обладатель государственных данных дорабатывает отчет о качестве государственных данных и повторно отправляет его оператору единой информационной платформы.
36. Инициативные проверки качества государственных данных осуществляются обладателем государственных данных по запросу оператора единой информационной платформы не чаще двух раз в год по правилам, аналогичным правилам осуществления первичных проверок качества государственных данных, предусмотренным пунктами 31-35 Порядка. Основанием для запроса на проведение инициативной проверки качества государственных данных могут являться неудовлетворительные результаты регулярной проверки качества государственных данных, а также неудовлетворительные результаты анализа претензий к качеству государственных данных.
VI. РЕГУЛЯРНАЯ ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ
37. Регулярная проверка качества государственных данных осуществляется оператором единой информационной платформой в автоматическом режиме с заданной периодичностью в соответствии с пунктом 17 Порядка.
38. Результаты регулярной проверки качества государственных данных автоматически фиксируются в журнале выполнения проверок, доступном для просмотра в единой информационной платформе.
VII. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ ИНЦИДЕНТОВ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ
39. Инциденты качества государственных данных формируются в единой информационной платформе автоматически в случае снижения качества государственных данных, выявленного по результатам регулярной проверки качества государственных данных в соответствии с пунктами 37-38 Порядка.
40. Инциденты качества государственных данных не формируются при проведении регулярной проверки качества государственных данных, если низкое качество государственных данных, выявленное при выполнении правила контроля качества государственных данных, было определено при выполнении того же правила при проведении предшествующей регулярной проверки качества государственных данных.
41. Оператор единой информационной платформы в случае выявления инцидента качества государственных данных уведомляет об инциденте качества государственных данных обладателя государственных данных или пользователя государственных данных, обладающего правом запрашивать государственные данные по определенной тематике для представления в ПИАО в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности и поддержки принятия управленческих решений, посредством единой информационной платформы.
42. Обладатель государственных данных определяет срок решения инцидента качества государственных данных и указывает его в соответствующем атрибуте инцидента качества государственных данных в единой информационной платформе либо, в случае несогласия с выявленным инцидентом качества государственных данных, отклоняет инцидент качества государственных данных с указанием причины отказа.
43. Решение обладателем государственных данных инцидента качества государственных данных подтверждается оператором единой информационной платформы, если при выполнении правила контроля качества государственных данных, которое привело ранее к возникновению инцидента качества государственных данных, установлено высокое качество проверяемых государственных данных.
VIII. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ К КАЧЕСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ
44. Претензия к качеству государственных данных формируется пользователем государственных данных в единой информационной платформе в отношении государственных данных, размещаемых на витринах данных, или представляемых в ПИАО, с указанием сути претензии к качеству государственных данных.
45. Оператор единой информационной платформы в случае появления претензии к качеству государственных данных уведомляет о ней обладателя государственных данных посредством единой информационной платформы.
46. Обладатель государственных данных рассматривает полученную претензию к качеству государственных данных в течение двух рабочих дней и либо указывает срок решения претензии в свойствах претензии к качеству государственных данных в единой информационной платформе, либо, в случае несогласия с претензией к качеству государственных данных, отклоняет ее с указанием причины отказа.
47. Информация об отклонении претензии к качеству государственных данных обладателем государственных данных направляется пользователю государственных данных, сформировавшему такую претензию, посредством единой информационной платформы.
48. Претензия к качеству государственных данных считается решенной после ее закрытия обладателем государственных данных в единой информационной платформе.
49. Информация о закрытии претензии к качеству государственных данных направляется пользователю государственных данных, сформировавшему такую претензию посредством единой информационной платформы.
IX. МОНИТОРИНГ СООТВЕТСТВИЯ УСТАНОВЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ
50. Оператор единой информационной платформы осуществляет регулярный мониторинг соответствия установленным правилам контроля качества государственных данных, размещаемых на витринах данных, или представляемых в ПИАО, результаты которого публикуются еженедельно в виде сводного отчета о качестве государственных данных на портале единой информационной платформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
51. Сводный отчет о качестве государственных данных содержит информацию по инцидентам качества государственных данных в разрезе обладателей государственных данных и показателей качества государственных данных.
52. По результатам мониторинга соответствия установленным правилам контроля качества государственных данных, размещаемых на витринах данных, или представляемых в ПИАО, оператор единой информационной платформы вправе запрашивать проведение инициативных проверок качества государственных данных, размещаемых на витринах данных, в соответствии с пунктом 36 Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.