Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении критериев отнесения объектов инфраструктуры воздушного транспорта к критически важным объектам" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 12 по 25 мая 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/01-21/00112212). Замечаний и предложений в ходе проведенных разработчиком публичных обсуждений не поступило.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
Проект акта разработан в соответствии с Правилами разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1225 (далее - Правила разработки критериев), во исполнение подпункта "р" статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 4 Правил разработки критериев устанавливаемые проектом акта критерии отнесения объектов инфраструктуры воздушного транспорта к критически важным объектам (далее соответственно - критерии, КВО) должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.
Проектом акта такие критерии установлены. Вместе с тем в настоящее время обязательные требования к объектам в зависимости от категории значимости КВО еще не разработаны.
Учитывая, что подлежащие разработке требования находятся в системном единстве с обсуждаемыми критериями, по результатам оценки регулирующего воздействия не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии или об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
2. Предусмотренные проектом акта критерии не позволяют однозначно определить, каким образом оценивать последствия чрезвычайных ситуаций для определения категории значимости КВО.
Учитывая отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего указанный вопрос, не представляется возможным определить, кто и каким образом будет рассчитывать ущерб, причиненный потенциальной чрезвычайной ситуацией.
Более того, представленные формулировки не позволяют однозначно ответить на вопрос, следует ли применять критерии в случаях, если чрезвычайные ситуации на объектах инфраструктуры воздушного транспорта отсутствуют.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) принципами установления и оценки применения обязательных требований являются в том числе правовая определенность и системность, однако указанные проектируемые требования не отвечают таким принципам.
На основании изложенного проект акта подлежит доработке.
3. Проектом акта в отношении объектов инфраструктуры воздушного транспорта в качестве количественных критериев используются критерии, которые не являются счетными и, следовательно, количественными.
Так, например, установлен критерий - нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия в результате чрезвычайной ситуации на объекте инфраструктуры воздушного транспорта:
- двух и более субъектов Российской Федерации - для федеральной категории значимости КВО;
- субъекта Российской Федерации - для региональной категории значимости КВО;
- административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации - для муниципальной категории значимости КВО.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Указанный термин и используемые в проекте акта формулировки не раскрывают вопрос, возникновение каких последствий может повлечь присвоение категории значимости КВО. Более того, если разработчиком подразумевается возможность на соответствующем объекте однократного нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, то по этой логике любой объект отвечает такому критерию.
Кроме того, однократное нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет ответственность субъектов предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, указанный критерий требует доработки или исключения.
Аналогичные замечания могут быть представлены в отношении устанавливаемых проектом акта критериев, связанных с невозможностью осуществления транспортного сообщения (между территорией двух и более субъектов Российской Федерации, территорией субъекта Российской Федерации, территорией административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, подвергшихся чрезвычайной ситуации, и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- о несоответствии проекта акта Закону об обязательных требованиях;
- о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.