Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил маркировки велосипедов и велосипедных рам средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении велосипедов и велосипедных рам" (далее соответственно - проект акта, Правила), направленный Минпромторгом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые. По результатам рассмотрения проекта акта, а также прилагаемого к нему сводного отчета, в том числе размещенных на официальном сайте в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID проекта: 02/07/02-21/00113207 (далее - официальный сайт), установлено, что проект акта был размещен на официальном сайте с 12 февраля по 11 марта 2021 г., разработчиком заявлено о высокой степени регулирующего воздействия проекта акта. Замечания и предложения, полученные в рамках проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений. По результатам рассмотрения представленных для подготовки настоящего заключения материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком не соблюдены в полной мере. Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия с 29 июня по 9 июля 2021 г. проведены публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых свои предложения и замечания представила Общероссийская общественная организация "Деловая Россия". Проект акта разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N ДГ-П10-11418 в соответствии с подпунктом 3.1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р (далее - Распоряжение). Проектом акта утверждаются Правила и устанавливаются особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении велосипедов и велосипедных рам.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации наделено полномочием в области государственного регулирования торговой деятельности на утверждение перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критериев определения таких товаров, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности, правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая порядок реализации указанных товаров, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами идентификации и не маркированных средствами идентификации, а также особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров. Вместе с тем сроки вступления в силу положений, устанавливающих обязательные требования по маркировке отдельных товаров средствами идентификации, должны определяться в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ). При этом Правительство Российской Федерации вправе определять специальные сроки поэтапного применения обязательных требований по маркировке товаров средствами идентификации по различным видам товаров в рамках одной товарной группы и (или) группам хозяйствующих субъектов. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, предусматривающим установление обязательных требований. Частью 2 статьи 8 Закона N 247-ФЗ определено, что сроки вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями.
Согласно разделу 7 сводного отчета проектируемое регулирование будет распространяться более чем на 900 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем разработчиком не представлена дифференциация по группам участников оборота (производители, дистрибьюторы, розничные продавцы и т д.). При этом на официальном сайте государственной системы маркировки и прослеживаемости "Честный ЗНАК" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"*(1) указано, что в эксперименте по маркировке велосипедов и велосипедных рам (далее - велотовары) средствами идентификации и мониторингу оборота данной продукции, проводимом в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2019 г. N 1183, приняло участие 3 342 участника. В соответствии с Распоряжением обязательная маркировка велосипедов (в том числе велосипедов с установленным вспомогательным двигателем и трехколесных велосипедов) и велосипедных рам должна быть введена с 1 сентября 2021 года. Проектом акта предлагается установить, что с 1 сентября 2021 г. будет предоставлен участникам оборота велотоваров доступ к кодам маркировки, необходимый для формирования средств идентификации, а с 1 февраля 2022 г. будет запрещен оборот без нанесения на велотовары средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке велотоваров средствами идентификации. В отсутствие верифицируемых данных не представляется возможным сделать вывод о достаточной степени готовности участников оборота велотоваров к проектируемому регулированию. Кроме того, разработчиком не представлено обоснование необходимости введения предлагаемого регулирования - разделы 7-12 сводного отчета в нарушение Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика ОРВ), не содержат объективных данных, позволяющих оценить предлагаемое административное решение. Пунктом 1.2 Методики ОРВ определено для разработчиков, что процедура ОРВ проектов актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием. Разработчиком не представлено количественных данных о расходах участников проектируемого регулирования на закупку оборудования для маркировки велосипедной продукции в разделе 11 сводного отчета. Вместе с тем, по информации разработчика, в разделе 7.1 сводного отчета, затраты на оборудование для маркировки субъектов малого и среднего предпринимательства составят не более 0,5 млрд руб. Кроме того, разработчиком не представлен расчет содержательных и информационных издержек в рамках анализа влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта. В нарушение пункта 8.1 Правил проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком не представлена информация об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Согласно статье 6 Закона N 247-ФЗ необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
При этом статьей 9 Закона N 247-ФЗ закреплено, что при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение, а указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота. Таким образом, в отсутствие вышеуказанной информации можно сделать вывод о том, что риски, вызванные введением предложенного разработчиком правового регулирования, могут привести к негативным финансовым последствиям для участников оборота велосипедов и велосипедных рам. На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) https://честный знак.рф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.