Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(подготовлен Минтрудом России 20.08.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 2 июля 2021 г. N ТГ-П45-8709 в рамках исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 30-П в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки в части расширения круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей.
В настоящее время дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в приоритетном порядке женщинам - гражданам Российской Федерации в связи с социальными рисками материнства, охватывающими беременность и рождение ребенка, воспитание детей в неполной семье, возможные трудности в трудоустройстве.
Право у мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, установленным законом.
Право мужчины на указанные меры не является производным от права женщины только тогда, когда он является единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей.
Законопроектом предлагается распространить право на дополнительные меры государственной поддержки на мужчин, признанных в установленном порядке в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него после 1 января 2007 г., а также первого ребенка, рожденного для него после 1 января 2020 г. суррогатной матерью, вступившего в брак и воспитывающего своих детей в семье совместно с усыновившей их супругой.
Кроме того, законопроектом предусматривается переход права на дополнительные меры государственной поддержки к супруге - указанного мужчины или ребенку (детям) в равных долях в случае смерти мужчины (женщины), объявления его (ее) умершей, лишения родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862".
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта постановления является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденные приказом Минтруда России от 18 марта 2020 г. N 138н".
Принятие данного приказа Минтруда России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия проекта приказа - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головным исполнителем по разработке проекта приказа является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
По данным территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации отказано в получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал 19 мужчинам, имеющим детей от суррогатных матерей.
Средневзвешенный размер материнского семейного капитала в зависимости от очередности рождения с учетом количества получателей государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в 2021 году составляет 550 989,44 рубля.
Таким образом, объем возникающих обязательств федерального бюджета в связи с принятием законопроекта составит 10 468,8 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.