Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен ФАДН России 23.08.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на совершенствование порядка реализации права на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционная охота, КМНС).
Основой правового регулирования отношений в области осуществления традиционной охоты является Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Основным пробелом правового регулирования, содержащимся в данном федеральном законе, является отсутствие четких условий осуществления традиционной охоты гражданами, относящимися к КМНС, но постоянно не проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - КМН) и для которых традиционная хозяйственная деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности.
Указанное в совокупности с неопределенностью правового положения таких лиц, вытекающей из статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон N 82-ФЗ), породило проблемы правоприменения, послужившие поводом для рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о конституционности части 1 статьи 3 Закона N 82-ФЗ и части 1 статьи 19 Закона N 209-ФЗ.
В целях устранения выявленных Конституционным Судом Российской Федерации пробелов правового регулирования и уточнения основ реализации права на традиционную охоту гражданами из числа КМНС законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 3 Закона N 82-ФЗ, распространив действие данного закона на всех лиц, относящихся к КМН, вне зависимости от места их фактического проживания.
При этом объем прав граждан из числа КМН конкретизируется отраслевым законодательством.
Наряду с этим законопроект предусматривает концептуальные изменения статьи 19 Закона N 209-ФЗ.
В статье 19 Закона N 209-ФЗ предлагается четко закрепить категории субъектов, осуществляющих традиционную охоту: лица, относящиеся к КМНС (вне зависимости от места их фактического проживания), общины КМНС и лица, которые не относятся к КМНС, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС и для которых охота является основой существования.
Также предполагается определение территорий, где КМНС беспрепятственно реализуют право на занятие традиционной охотой: в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, а также на специально предназначенных для осуществления традиционной охоты территориях в границах общедоступных охотничьих угодий.
Выделение таких территорий необходимо в случаях, когда осуществление традиционной охоты в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС невозможно, и будет осуществляться решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с советами представителей КМН, созданными в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона N 82-ФЗ.
Одновременно законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 5 и 6 Закона N 82-ФЗ, связанные с совершенствованием и унификацией структуры, компетенции, порядка формирования и принятия решений советами представителей КМН. Так, названные вопросы будут урегулированы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации типовым положением.
Следуя указанию Конституционного Суда Российской Федерации, законопроект определяет пределы реализации права на осуществление традиционной охоты гражданами, относящимися к КМНС, но постоянно не проживающими в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС.
Данная категория лиц вправе будет осуществлять традиционную охоту также свободно, без каких-либо разрешений в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, и на территориях, предназначенных для осуществления традиционной охоты, но в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Указанный объем добычи охотничьих ресурсов будет определяться высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с советами представителей КМН.
Данное согласование позволит обеспечить учет мнения представителей КМНС, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, как предписано Конституционным Судом Российской Федерации.
Наряду с указанным выше законопроектом предлагается закрепить механизм подтверждения принадлежности граждан к КМНС (как с использованием списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предусмотренного статьей 7.1 Закона N 82-ФЗ, так и посредством представления в уполномоченные органы документов в случаях, когда сведения о конкретном гражданине в данный список не внесены), а также права на осуществление традиционной охоты (путем проставления в охотничьем билете проставляется соответствующей отметки).
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах установленной предельной штатной численности органов государственной власти и органов местного самоуправления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Законопроект не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.