Минвостокразвития России
О проведении оценки регулирующего воздействия проекта федерального закона |
От 6 августа 2021 г. N 07-16-14/10729; от 18 августа 2021 г. N 07-16-14/11434 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 343.6 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 343.6 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минвостокразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании пункта 82 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, в целях создания условий, стимулирующих привлечение инвестиций в освоение запасов полезных ископаемых на территории Дальневосточного федерального округа, разработка которых осложняется высокими затратами на создание объектов транспортной и энергетической инфраструктуры.
Проектом акта предлагается, в частности, предусмотреть предоставление налогоплательщикам, осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых, налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче ими таких ископаемых на участках недр, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, на которых степень выработанности запасов конкретного полезного ископаемого не превышает значения 0,001 в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2021 г. По информации разработчика, аналогичный налоговый вычет в настоящее время применяется налогоплательщиками, получившими статус резидентов Арктической зоны Российской Федерации.
Данный налоговый вычет планируется предоставлять указанным налогоплательщикам до 31 декабря 2032 г. при условии, что пользователем недр заключено соглашение об объеме добычи полезных ископаемых и объеме инвестиций на участках недр, в отношении которых будет применяться налоговый вычет.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 7 июля по 4 августа 2021 г. и с 6 по 16 августа 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/117661 (ID проекта: 02/04/07-21/00117661).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Российского союза промышленников и предпринимателей, АО "МХК "ЕвроХим" и граждан К. Косенко, К. Знаменской, Л.А. Волошинской.
Замечания и предложения указанных экспертов были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете или о причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 12 по 20 августа 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от АК "АЛРОСА" (ПАО), Комитета РСПП по налоговой политике, АО "МХК "ЕвроХим".
ПАО "Газпром нефть", АО "Зарубежнефть" и ПАО "Транснефть" сообщили об отсутствии замечаний и предложений.
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По итогам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Согласно пункту 4 проектируемой статьи 343.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налогового вычета определяется как величина фактически оплаченных сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, соответствующих требованиям, установленным пунктом 5 данной статьи, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, а также расходов по договорам технологического присоединения, договорам инвестирования и иным аналогичным договорам, заключенным исключительно в отношении объектов основных средств, указанных в пункте 5 данной статьи, с организациями, осуществляющими создание и эксплуатацию таких объектов.
При этом следует отметить, что разработчиком не учитывается тот факт, что объекты основных средств можно приобретать с рассрочкой платежа или по договору лизинга. Также имеют место случаи, когда объект основных средств создается налогоплательщиком самостоятельно из многих комплектующих частей (узлов, агрегатов, деталей и т.п.). В этих случаях, как правило, для налогоплательщика не представляется возможным достоверно отследить, когда и какая конкретно комплектующая часть создаваемого объекта основных средств была им фактически оплачена.
Таким образом, в указанных случаях налогоплательщик либо не сможет подтвердить фактическую оплату упомянутых расходов, либо будет вынужден понести дополнительные трудозатраты на определение конкретных дат их оплаты.
Также остается не ясным, сможет ли налогоплательщик получить такой налоговый вычет и в каком размере в случае, если какая-либо часть расходов была оплачена им по истечении срока применения налогового вычета.
В этой связи считаем, что проект акта в этой части нуждается в доработке.
2. Согласно пункту 5 проектируемой статьи 343.6 НК РФ в целях применения налогового вычета объекты основных средств должны относиться к объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимым для осуществления деятельности по добыче полезного ископаемого, при добыче которого исчисляется сумма налога, подлежащая уменьшению на налоговый вычет, а также к производственным мощностям для дальнейшей переработки (обогащения, технологического передела) такого полезного ископаемого.
Классификация имущества в качестве объектов основных средств осуществляется на основании положений пункта 1 статьи 257 НК РФ.
Однако следует отметить, что положениями пункта 1 статьи 257 НК РФ определяются лишь общее понятие основных средств для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, а также порядок определения первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости основных средств без детализации подходов их отнесения к тем или иным сферам экономической деятельности.
В этих условиях однозначно определить конкретную сферу экономической деятельности, к которой может быть отнесен тот или иной объект основных средств, не представляется возможным.
В этой связи предлагаемая проектом акта редакция пункта 5 проектируемой статьи 343.6 НК РФ может лишь повлечь за собой риски возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами по данному вопросу и, как следствие, риски судебных споров.
Таким образом, указанные нормы проекта акта нуждаются в доработке.
3. Кроме того, по мнению участников дополнительных публичных консультаций, в целях применения устанавливаемого проектом акта порядка применения налогового вычета, проект акта необходимо дополнить положениями, устанавливающими порядок распределения исчисленного НДПИ между всеми используемыми участками недр.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- о достаточном обосновании решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.