Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минвостокразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в соответствии с пунктом 79 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, и в соответствии с положениями проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"*(1) (на проект федерального закона подготовлено положительное заключение об оценке регулирующего воздействия от 22 июля 2021 г. N 23749-ТИ/Д26и).
Проектом акта, в частности, предлагается ввести специальный налоговый режим "Система налогообложения для резидентов свободного порта Владивосток (единый налог свободного порта Владивосток)", применяемый юридическими лицами - резидентами свободного порта Владивосток на добровольной основе, в целях снижения налоговой нагрузки и повышения рентабельности инвестиционных проектов.
При применении указанного специального налогового режима предусматривается освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Указанным налогоплательщикам также предлагается предоставить право на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В качестве объекта налогообложения единым налогом предлагается установить доходы, уменьшенные на величину расходов, а ставку единого налога предлагается установить в размере 6 процентов.
Таким образом, предлагаемый проектом акта специальный налоговый режим практически полностью дублирует нормы главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 8 июля по 5 августа 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/117737 (далее - официальный сайт) (ID проекта: 02/04/07-21/00117737).
По информации разработчика, в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения по указанным документам не поступали.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 13 по 20 августа 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета ООО "Аудит-Д" сообщило об отсутствии замечаний и предложений.
При этом, по мнению ООО "Аудит-Д", введение предлагаемого проектом акта специального налогового режима будет способствовать снижению налоговой нагрузки и повышению рентабельности инвестиционных проектов.
Кроме того, применение специального налогового режима позволит повысить инвестиционную активность на территории Дальневосточного федерального округа,
создать до 2030 года более 1,4 тыс. рабочих мест, обеспечить до 2030 года дополнительные инвестиции в объеме 3,04 млрд рублей.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что разработчиком ни в сводном отчете, ни в иных представленных материалах не приведены убедительные обоснования (доводы) необходимости (целесообразности) введения в действие предлагаемого проектом акта специального налогового режима для отдельных резидентов свободного порта Владивосток.
В настоящее время для данной категории налогоплательщиков Кодексом уже предусмотрены определенные преференции по налогу на прибыль организаций и по страховым взносам. При этом разработчиком не представлены аналитические данные, подтверждающие недостаточность либо низкую эффективность данных преференций и, назревшую в связи с этим, необходимость совершенствования (расширения) инструментов налогового стимулирования.
В этой связи сделать вывод о том, что заявленные в сводном отчете цели разработки проекта акта могут быть достигнуты только посредством применения дополнительных мер налогового стимулирования, не представляется возможным.
Поэтому введение предлагаемого проектом акта регулирования считаем преждевременным.
Аналогичная позиция по данному вопросу ранее была доведена до сведения разработчика письмом Минэкономразвития России от 16 июля 2021 г. N 22998-СГ/Д14и.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта не содержится положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Указанным проектом федерального закона, в частности, предлагается на основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации распространить действие режима свободного порта Владивосток на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Кроме того, предлагается предоставить право на получение статуса резидента свободного порта Владивосток юридическим лицам, зарегистрированным на территориях муниципальных образований, признаваемых приравненными к свободному порту Владивосток территориями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.