Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 марта 2009 г. N КГ-А41/1055-09
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 г.
Открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - ОАО "Мосэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Серпуховская городская электрическая сеть" (далее - МУП "СГЭС") о разрешении разногласий, возникших при заключении договора N 83932642 от 27.03.2007 г.
Решением от 28 октября 2008 года Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением от 29 декабря 2008 года Десятого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены. Пункты 6.5, 6.6, 6.9, 6.10, 6.14 договора N 83932642 от 27.03.2007 г. и Приложения N 12 к нему приняты в редакции ОАО "Мосэнергосбыт".
При этом суды исходили из правомерности применения энергоснабжающей организацией дифференцированных цен на энергию.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУП "Серпуховская городская электрическая сеть" подало кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Доводы заявителя мотивированы тем, что судами нарушены нормы процессуального права, неправильно применены нормы материального права, а также выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представителя в суд не направил.
В заседании суда кассационной инстанции представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Выслушав представителей истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "Мосэнергосбыт" и МУП "СГЭС" при заключении договора N 8393642 от 27.03.2007 г. возникли разногласия по пунктам 6.5, 6.6, 6.8, 6.10, 6.14 и приложению N 12 к договору, в части применения к абоненту условий о расчетах по регулируемым и свободным (нерегулируемым) ценам за электроэнергию.
В соответствии со ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным законом заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Урегулировать разногласия по договору энергоснабжения путем подписания протокола разногласий сторонам не удалось, в связи с чем ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось с настоящим иском.
Рассмотрев сложившиеся между сторонами правоотношения суды правомерно применили Федеральный закон "Об электроэнергетике", Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период формирования и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", а также Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила функционирования розничных рынков), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня тарифов.
Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 5 вышеназванного Федерального закона, ст. 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", ст. 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период формирования и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе устанавливает предельные объемы электрической энергии, продажа которой разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии; утверждает правила функционирования оптового рынка и розничных рынков до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики; устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегулируемым ценам.
Правительством Российской Федерации Постановлением от 31.08.2006 г. N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков. Пунктом 4 Правил функционирования розничных рынков определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
Как правильно указано судом, законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию, и участники публичного договора - договора энергоснабжения - обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом.
С учетом установленного суды пришли к правильному выводу о том, что включение ОАО "Мосэнергосбыт" в договор N 8392642 от 27.03.2007 г. и приложение N 12 к нему пунктов, касающихся применения при расчетах за электроэнергию свободных (нерегулируемых) цен является обоснованным, и правомерно удовлетворили исковые требования.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Доводов, влекущих за собой изменение, либо отмену принятых по делу решения и постановления, заявителем кассационной жалобы не приведено.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 28.10.2008 Арбитражного суда Московской области и постановление от 29.12.2008 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-10732/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 5 вышеназванного Федерального закона, ст. 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", ст. 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период формирования и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе устанавливает предельные объемы электрической энергии, продажа которой разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии; утверждает правила функционирования оптового рынка и розничных рынков до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики; устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегулируемым ценам.
Правительством Российской Федерации Постановлением от 31.08.2006 г. N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков. Пунктом 4 Правил функционирования розничных рынков определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2009 г. N КГ-А41/1055-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании