Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 02.09.2021 г.)
Проект закона направлен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих при поступлении следователю из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1, 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В действующих положениях части седьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержится неопределенность в вопросе о том, кем - следователем или органом дознания, должен производиться предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.
Практика рассмотрения сообщений о преступлениях данного вида показывает, что предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации трех суток для принятия по ним процессуального решения не достаточно для проведения предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам. Кроме того, поступившее следователю сообщение о рассматриваемых преступных посягательствах в отсутствие такого расчета создает излишнюю необходимость в проведении процессуальной проверки в тех случаях, когда уголовно наказуемой суммы неуплаченных налогов, сборов и (или) страховых взносов изначально не имелось, порождая в связи с этим неоправданное вмешательство следственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
Также в действующих положениях части седьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о том, какие именно документы следователь должен приложить к направляемому в налоговый орган или территориальный орган страховщика сообщению о преступлении.
Представляется, что объем таких документов должен быть достаточен для подготовки полномочным органом контроля заключения о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.
В действующей части восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют положения о дальнейшей судьбе полученных налоговым органом или территориальным органом страховщика документов, приложенных к сообщению о преступлении. Вместе с тем данные документы в случае возбуждения уголовного дела могут обладать свойствами доказательств. В связи с этим целесообразно в законе закрепить требование об их возврате соответствующим органом контроля следователю одновременно с направлением ему заключения или информации, предусмотренных пунктами 1-3 части восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В проекте закона обозначенные пробелы в правовом регулировании восполнены.
Также в связи с проведением мероприятий по модернизации структуры Федеральной налоговой службы, в соответствии с которыми в ряде субъектов Российской Федерации ее территориальные органы перешли на двухуровневую систему управления и в связи с этим налогоплательщики (налоговые агенты, плательщики сборов, плательщики страховых взносов) стали состоять на налоговом учете в управлении Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации, проектом закона предусмотрено направление следователем копии сообщения о преступлении, поступившего из органа дознания, с приложением соответствующих документов не в вышестоящий налоговый орган (каковым в данном случае будет являться Федеральная налоговая служба), а в налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов).
Кроме того, практика проведения процессуальных проверок по поступившим от органа дознания сообщениям о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявила необходимость в регламентации порядка взаимодействия между органом дознания, следователем и налоговым органом на данной стадии уголовного судопроизводства. Так, в целях обеспечения поступления в следственный орган из органа дознания материалов в объеме, достаточном для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении, целесообразно определение их состава. Необходима и регламентация предварительной правовой оценки собранных органом дознания материалов со стороны следователя. При взаимодействии следователя с налоговым органом требуется установление единой формы заключения о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам. Эти и ряд других вопросов требуют регламентации путем издания межведомственного нормативного правого акта. В связи с этим проект федерального закона предусматривает полномочие соответствующих федеральных органов государственной власти на издание данного нормативного документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.