Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 02.09.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 2 Федерального закона от 2 августа 2019 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств", предусматривающего поэтапную отмену требований по возврату сырьевыми экспортерами выручки в иностранной валюте за переданные ими контрагентам товары и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за "сомнительными валютными операциями" (далее - законопроект по сомнительным валютным операциям) и направлен на достижение его целей по созданию системы выявления сомнительных валютных операций.
В соответствии с решением межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (протокол от 01.07.2015 N 1) на базе Росфинмониторинга была создана Временная рабочая группа по выработке согласованных предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж (далее - ВРГ). На заседании ВРГ 28 октября 2015 г. (протокол N 2) представителями Минфина России, Росфинмониторинга, ФТС России, ФНС России и Следственного комитета было поддержано предложение о наделении таможенных и налоговых органов полномочиями по обращению в суд с заявлением о применении последствий недействительности мнимых (притворных) сделок. В целях реализации данных предложений подготовлен законопроект, задачей которого является наделение органов валютного контроля ФТС России и ФНС России процессуальными полномочиями по вступлению в дело в защиту публичных интересов.
В настоящее время Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступление с заявлением в любое дело с процессуальными правами и обязанностями истца предусмотрено исключительно для прокурора (часть 2 статьи 52 АПК РФ). Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) при наличии двух обстоятельств.
Во-первых, федеральным законом должны быть предусмотрены случаи, когда государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением или заявлением. Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов на обращение с исками и заявлениями в арбитражный суд закон связывает с прямым указанием на это право в федеральном законе. Законопроект по сомнительным валютным операциям предусмативает такие полномочия для органов валютного контроля ФТС России и ФНС России для обращения в арбитражный суд.
Во-вторых, такое обращение указанных органов должно быть осуществлено в защиту публичных интересов. Вопрос о том, что именно следует считать публичным интересом, достаточным для предъявления государственным органом, органом местного самоуправления и иным органом иска, решается самим органом при рассмотрении конкретного дела. Подтверждением этому служат нормы части 3 статьи 53 АПК РФ, где отмечено, что в обращении, направленном в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключается нарушение таких прав и (или) интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
Законопректом предусматриваются изменения в статью 53 АПК РФ, устанавливающие право органов валютного контроля ФТС России и ФНС России вступать в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят реализовать органам валютного контроля права, предусмотренные частью 2 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции законопроекта по сомнительным валютным операциям, а именно:
обращаться в суд с заявлением о вступлении в дело, рассматриваемое судом, на любой стадии судебного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, по делам, разрешение которых предполагает возможность исполнения денежных обязательств, связанных с переводом денежных средств на счета нерезидентов;
предъявлять иски о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности сделок, при наличии оснований полагать, что сделки осуществляются в целях совершения валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или совершения сомнительных валютных операций, в частности с представлением в уполномоченные банки недостоверных документов.
Законопроектом предусматривается отложенный срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" по истечении 180 дней со дня его официального опубликования с целью обеспечения надлежащего ознакомления с ним резидентов и нерезидентов.
Законопроект не содержит положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.