Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 07.09.2021 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Кодекс) разработан в целях уточнения порядка налогообложения и создания благоприятных налоговых условий для физических лиц и хозяйствующих субъектов, реализующих климатические проекты и участвующих в обращении углеродных единиц в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - Закон N 296-ФЗ).
Основанием разработки законопроекта являются положения части 8 статьи 9 Закона N 296-ФЗ, а также указание Президента Российской Федерации от 31 июля 2021 г. N Пр-1371.
Законопроектом предусматривается установление следующего порядка налогообложения, направленного на стимулирование реализации климатических проектов:
Налог на добавленную стоимость (НДС):
1. Освободить от НДС выполнение работ и оказание услуг, необходимых для создания и обслуживания основных средств в рамках реализации климатических проектов - подпункт 39 пункта 2 статьи 149 Кодекса;
2. Освободить от НДС реализацию углеродных единиц - подпункт 38 пункта 2 статьи 149 Кодекса;
3. Разрешить при расчете суммы НДС к уплате вычет "входного" НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам, приобретенным для реализации климатического проекта, верификации его результатов и участия в обращении углеродных единиц - подпункт 1 пункта 2 статьи 170, подпункт 5 пункта 2 статьи 171 Кодекса. Дата применения вычетов определяется по действующим правилам Кодекса.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ):
Освободить от НДФЛ доходы от выпуска, продажи и зачета углеродных единиц - пункт 87 статьи 217 Кодекса.
Налог на прибыль организаций:
1. Предоставить возможность учитывать в налоговой базе все расходы, возникающие в процессе реализации климатических проектов: капитальные амортизируемые расходы учитываются по общим правилам и не требуют внесения изменений в Кодекс.
Для возможности учета операционных расходов предлагается внести изменения в статью 254 Кодекса, в части уточнения подпункта 3 и дополнения подпунктом 8 части 1 данной статьи.
Дата учета указанных расходов в налоговой базе определяется по действующим правилам Кодекса;
2. Не включать в налоговую базу доходы от выпуска и зачета углеродных единиц - подпункт 62 пункта 1 статьи 251 Кодекса;
3. Не включать в налоговую базу прибыль от продажи углеродных единиц с сохранением права учитывать убытки от таких операций в налоговой базе - подпункт 62 пункта 1 статьи 251, пункт 48.28 статьи 270 Кодекса;
4. Убыток от перепродажи углеродных единиц учитывать в налоговой базе по общим правилам Кодекса.
Датой учета указанного финансового результата в налоговой базе признать дату передачи углеродных единиц - пункт7 статьи 272 Кодекса;
5. Предоставить возможность учитывать в налоговой базе расходы на приобретение углеродных единиц при их дальнейшем зачете - подпункт 19.8 пункта 1 статьи 265 Кодекса.
Датой учета указанных расходов в налоговой базе признать дату зачета углеродных единиц - пункт 7 статьи 272 Кодекса;
6. Зачет налогоплательщиком углеродных единиц, начисленных ему за реализацию им климатического проекта, не влияет на величину налоговой базы.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН):
Создать аналогичный налогу на прибыль организаций порядок налогообложения реализации климатических проектов и обращения углеродных единиц (в степени, не противоречащей принципиальным отличиям налога на прибыль организаций от ЕСХН).
Упрощенная система налогообложения (УСН):
Создать аналогичный налогу на прибыль организаций порядок налогообложения реализации климатических проектов и обращения углеродных единиц (в степени, не противоречащей принципиальным отличиям налога на прибыль организаций от УСН).
Положения законопроекта позволят снизить стоимость реализации климатических проектов, снизить будущие цены углеродных единиц и повысить рентабельность обращения углеродных единиц, что повысит инвестиционную привлекательность для реализации климатических проектов.
Законопроект не предусматривает обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие законопроекта не повлечет за собой социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов профессиональной, предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.